Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

Таблица 2 Классификация основных показателей и индикаторов ценности интегрированных горных компаний [1] По способу обработки информации Цель использования По цели Оперативные (год) Стратегические Апостериорные (запаздывающие, ретроспективные) Диагностика и мониторинг ресурсных возможностей и ценности компании на текущий момент должны отражать важнейшие интересы стейкхолдеров на основе системного подхода Остаточная прибыль (RI), рост объема продаж, прибыль на акцию Чистые активы, минерально­ сырьевые активы (затратный, сравнительный подходы), ключевые показатели эффективности (KPI), Априорные (опережающие, перспективные) Установление целевых значений стратегических показателей Денежная добавленная стоимость (CVA), рыночная добавленная стоимость (MVA) Минерально-сырьевые активы (доходный, опционный подходы), дисконтированный денежный поток (ДДП), фундаментальная ценность компании (по модели Ольсона), конкурентный статус компании, показатели ЕВМ (менеджмента на основе ожиданий), стратегическая ценность Второй блок модели содержит организационно-экономические инструменты, обеспечивающие внедрение выбранной стратегии, и включает анализ ограничений реализации стратегии, выбор методов и моделей управления ценностью и разработку системы согласованных показателей. Реализация корпоративных программ развития горных компаний осуществляется в условиях определенной институциональной среды. Институциональная среда задается как совокупность фундаментальных политических, социальных и юридических правил и поэтому отражает регулирование конкуренции, недропользования, инвестиционной деятельности, имеющие ключевое значение для интегрированных горных компаний. Анализ институциональных ограничений воспроизводства стратегических активов, эффективности деятельности и конкурентного статуса компании обусловлен их влиянием на создание искусственных конкурентных преимуществ. Степень влияния институциональных ограничений определяется сферой экономической деятельности, ее стратегическим значением для национальной экономики, системообразующим характером отрасли и другими стратегическими факторами. Важнейшими элементами институциональной среды недропользования являются: законодательная и нормативная база; стратегия и политика освоения недр; механизм предоставления прав пользования недрами, где баланс интересов устанавливается за счет конкурентной борьбы между недропользователями; программа геологоразведочных работ по подготовке новых участков недр для выставления на аукционы и конкурсы [6]. Из множества элементов институциональной среды в качестве наиболее значимых можно выделить режим недропользования, систему налогообложения (включая рентную составляющую) и организационную структуру. Эти элементы институциональной среды тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, состояние и динамика их изменения в значительной степени зависит от политики государства в отношении МСК, а сами они фактически являются составной частью системы государственного регулирования. Выбор моделей и методов определения ценности компании строится на основе концепции ценностно-ориентированного менеджмента (VBM) и включает модули оценивания, стратегии, финансов и корпоративного управления [1, 9]. Модуль оценивания предполагает выбор модели и процедур определения ценности компании для собственников, мониторинг изменения ценности, определение механизмов создания ценности. Модуль стратегии устанавливает связь между ценностью компании для собственников и корпоративной стратегией развития. Модуль финансов описывает 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz