Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ УДК 336.581 (076.5) ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ГОРНЫХ КОМПАНИЙ Ф.Д. Ларнчкнн1, Т.В. Пономаренко2, А.Е. Череповицын1, Ю.Г. Глущенко1 ФГЬУ11 Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН ФГБОУ ВПО Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» Аннотация Предложена процедура и модель стратегического управления конкурентоспособностью интегрированных компаний как система инструментов и действий, направленных на повышение в долгосрочном периоде ресурсной и динамической конкурентоспособности горной компании при росте конкурентного статуса и фундаментальной ценности компании с учетом динамики внешней и внутренней среды и применения опционных методов управления. Ключевые слова: стратегическое управление, ресурсная конкурентоспособность, динамическая конкурентоспособность, конкурентный статус, ценность компании. Конкурентоспособность интегрированной горной компании отражает эффективность использования ресурсов и результативность деятельности компании в интересах заинтересованных сторон, что определяется особенностями развития минерально-сырьевого комплекса (МСК), современным состоянием российской экономики и рынков, их институциональным регулированием, спецификой функционирования компаний МСК [1]. Стратегическое управление конкурентоспособностью горной компании характеризуется такими принципиальными особенностями: • систематический характер, обусловленный динамичностью конкурентной среды и необходимостью ее постоянного мониторинга; • высокая ответственность при разработке и реализации управленческих решений, определяемая значительным влиянием на важнейшие экономические показатели и необратимостью решений; • сложность организационной поддержки реализации решений вследствие их многофункциональности и необходимости координации; • необходимость мощной информационной поддержки; • многокритериальное^, связанная с многоаспектным характером как процессов управления, так и состояния конкурентной среды. Построена модель стратегического управления конкурентоспособностью горной компании на основе концепции заинтересованных сторон и разработаны соответствующие инструменты ее применения на практике. Стратегическое управление конкурентоспособностью, эффективностью деятельности и ценностью интегрированной компании основано на комплексном применении системного, сценарного, ситуационного и стоимостного подходов. Управление должно строиться с учетом согласования разнообразных интересов и потребностей заинтересованных сторон. Различные формы интересов в компании стейкхолдеры имеют как в настоящее время, так и в будущем, что определяет необходимость их учета в стратегическом управлении. Этот аспект уже учитывается в моделях и стандартах менеджмента качества (TQM, EFQM и других), поэтому интересы организации и даже ее потребителей могут быть ограничены, если они вступают в противоречие с интересами общества [2]. Поведение стейкхолдеров определяется их интересами, являющихся относительно устойчивыми во времени, 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz