Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №2.

Реализация модели В качестве средства моделирования была взята среда Anylogic 5.0, предоставляющая достаточно большой арсенал инструментов по созданию полимодельных комплексов и представлению результатов их имитации. Так в среде моделирования сцена представляет собой основной активный объект, вмещающий в себя остальные объекты. В качестве сцены использовалось аудиторное занятие. Параметры в среде AnyLogic можно задать двумя способами: • в качестве переменной; • в качестве параметра активного объекта. Целесообразно воспользоваться этой возможностью среды и распределить переменные между двумя этими способами задания, то есть необходимо разбить переменные на группы по признакам. Совершенно очевидно, что качество аудиторий, лабораторную базу, а также полноту библиотечных ресурсов следует рассматривать именно как параметры активного объекта (сцены). Объяснение этому можно найти в том, что данные параметры практически не подлежат изменению. Ухудшение или улучшение условий преподавания является долговременным процессом, а также требует многих ресурсов, вследствие чего данные параметры имеют тенденцию к постоянству значений. Чтобы задать данные параметры, необходимо их оценить. Простейшим способом в данном случае является процентное соотношение реальных условий и идеальных, то есть следует оценить, какую долю комфорта (если речь идет о качестве аудитории) обеспечивает аудитория по сравнению с максимально удобной. С точки зрения определения типов данных эту ситуацию можно представить в виде переменных, принимающих вещественные значения на интервале от 0 до 1, где 0 интерпретируется как полное отсутствие комфорта, 1 - идеальное качество аудитории. Рассмотрим теперь параметр стипендии. Свойства этого параметра наилучшим образом передаются свойствами переменной, так как пользователю необходимо производить различные манипуляции с объектом такого рода, то есть размер стипендии необходимо регулировать. Из анализа предметной области следует, что параметр «стипендия» может принимать положительные вещественные значения. В среде моделировании учебный план в виде двумерного массива. Каждая строка массива характеризует совокупность дисциплин отдельно взятого семестра. Количество столбцов равно количеству семестров в учебном плане подготовки специалистов. С точки зрения агентного подхода на сцене размещаются агенты. Каждый агент является проактивной сущностью, способной взаимодействовать с окружающей средой и другими объектами. В качестве таких сущностей в работе выделены и реализованы два типа агентов - «преподаватель» и «студент». В пространстве функционирования сцены для синхронизации работы агентов был размещен объект «таймер», который срабатывает с шагом, равным одному учебному семестру. Рассмотрим более подробно агент «преподаватель». Присвоив некоторому экземпляру агента значение вышеописанных параметров, мы получим определенного преподавателя, имеющего некоторые присущие ему качества, характеризующие его деятельность в образовательной сфере. Из этих качеств складывается способность преподавателя доносить до студентов знания. Основными из задач педагога являются структуризация и наглядное представление материала с целью наиболее эффективного усвоения информации обучающимися. Личные и профессиональные качества преподавателя относятся к свойствам объекта. Данные свойства задаются в среде моделирования в виде переменных, принимающих вещественные значения. Усложняет задачу многократное числовое описание абстрактных и сугубо субъективных понятий, хотя благодаря опросу студентов и коллег можно с достаточной точностью охарактеризовать того или иного преподавателя. Квалификацию, компетентность и опыт работы логично задать в виде переменных, которые в процессе образовательной деятельности способны изменяться. Опыт работы целесообразно определить в виде неотрицательной переменной вещественного типа, которая будет показывать, сколько лет преподаватель отработал в образовательной сфере. Компетентность является более абстрактным понятием, которое характеризует качество знаний самого преподавателя по преподаваемой им дисциплине. У этой переменной есть некоторое сходство со знаниями студента, фактически это такая же оценка знаний. Поэтому естественно использовать пятибалльную шкалу, хотя следует отметить, что приближение или округление такого рода значений может привести к абсолютно одинаковым результатам среди различных преподавателей. Также это может привести к 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz