Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
В распределении инвестиций ситуация подобная общероссийской. Во всех субъектах очень высокую долю занимают инвестиции, направляемые в транспорт и связь. Высока доля инвестиций в добычу полезных ископаемых в Республике Карелия, Архангельской и Мурманской области. В обрабатывающие производства наиболее значительны вложения в Республике Карелия, Вологодской, Калининградской, Ленинградской и Псковской областях. Санкт-Петербург отличается тем, что среди лидирующих отраслей в распределении инвестиций выделяются операции с недвижимым имуществом (табл. 10). Комментируя приведенные данные, следует обратить особое внимание на ресурсообеспеченные регионы с достаточно низкими темпами экономического роста: Вологодскую, Мурманскую области и республику Коми. Здесь примечательным является то, что виды экономической деятельности, на которые приходится основная доля получаемой регионом прибыли, представлены крупными предприятиями, входящими в структуру холдингов: ОАО Апатит (ЗАО «ФосАгро»), ОЛКОН («Северсталь»), Ковдорский ГОК («Еврохим»), Ловозерский ГОК (добыча полезных ископаемых), Кольская ГМК (ОАО "РАО "Норильский никель") - Мурманская область; Череповецкий металлургический комбинат (Северсталь), ОАО Аммофос (ЗАО "ФосАгро АГ") - Вологодская область; ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» (ОАО «ЛУКОЙЛ»), ООО «РН-Северная нефть» (НК «Роснефть»). Соответственно принятие управленческих решений, в том числе и инвестиционного характера, не относится к компетенции данных предприятий. В итоге возникает парадоксальная ситуация: ресурсно-обеспеченные регионы испытывает острый дефицит в инвестиционных ресурсах и характеризуется низкими темпами роста валового регионального продукта. Одной из основных причин сложившегося положения с точки зрения автора, является то, что львиную долю финансового результата - прибыли (до 90%) формируют крупные градообразующие предприятия, входящие в структуру холдингов, управляющие компании которых зарегистрированы чаще всего вне региона. Последние, в свою очередь, не заинтересованы в осуществление вложение в региональное развитие. Соответственно основные финансовые ресурсы, заработанные на территории региона, выводятся из него. К негативным тенденциям можно отнести и краткосрочные предпочтения при использовании предприятиями основной массы прибыли на протяжении исследуемого периода. Это сдерживает инвестиционную активность и ограничивает инвестиционные возможности территории. В данной связи с целью активизации инвестиционных процессов, стимулирующих экономический рост в регионах Северо-Западного федерального округа (особенно в северных), необходимо: • создание на федеральном уровне регуляторов, стимулирующих крупные градообразующие предприятия на осуществление инвестиций в регионы, на территории которых они функционируют (в данном направлении особую роль надлежит сыграть принятию закона «О холдингах»); • создание на региональном уровне действенных стимулов, способствующих созданию благоприятной инвестиционной среды, повышению заинтересованности хозяйствующих субъектов в осуществлении долгосрочных вложений. ЛИТЕРАТУРА 1. Приказ Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02». 2. Федеральная служба государственной статистики - Регионы России. Социально-экономические показатели. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1138623506156 3. Федеральная служба государственной статистики - Центральная база статистических данных. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi Сведения об авторе Кобылинская Галина Владимировна - к.э.н., зав. сектором; e-mail: kobgal@iep.kolasc.net.ru 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz