Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

■сектор социальных проблем (к.э.н. С.Н. Батулин); ■вычислительный центр (В.С. Мингалев); ■лаборатория охраны природы (д.б.н. В.В. Крючков). В 1986 г. расширение тематики научных исследований в Отделе экономических исследований КФ АН СССР обусловило формирование и его новой структурной организации: ■лаборатория социально-экономического развития (зав. лабораторией - к.э.н. С.Н. Батулин); ■лаборатория региональных проблем экономики научно-технического прогресса (к.э.н. В.С. Селин); ■лаборатория экономических проблем развития горнопромышленного комплекса (к.т.н. Н.Г. Пешев); ■лаборатория охраны природы (д.б.н. В.В. Крючков). В 1965-1970 гг. Отделом выполнен комплекс разработок по определению экономической эффективности и выявлению рациональных путей развития и расширения минерально-сырьевой базы Кольского п-ова, созданию методических подходов к экономической оценки новой техники и технологии на промышленных предприятиях Мурманской области, а также проведен ряд исследований по определению экономической эффективности разработок, выполненных технологическими институтами Кольского филиала АН СССР. С 1971 по 1980 гг. была выполнена народнохозяйственная оценка природных ресурсов Европейского Севера, дан прогноз их промышленного освоения и развития производительных сил регионов на период 1980-2000 гг. Тогда же в Отделе разработаны: отраслевая методика экономической оценке фосфатного сырья СССР; методика определения экономически целесообразных сроков службы оборудования в условиях Крайнего Севера; методика определения перспективной численности населения области и др. Период 1980-х гг. характеризовался расширением исследований по развитию производительных сил Европейского Севера. Совместно с Отделами экономики Карельского и Коми филиалов АН СССР был выполнен широкий перечень работ по Комплексной программе научно-технического прогресса Северного экономического района на 20-летний период. Одновременно проводились исследования по теоретическому обоснованию и определению эффективных путей развития Кольского горнопромышленного комплекса (ГПК) на основе рационального и комплексного использования минерально-сырьевого потенциала. На протяжении этих лет здесь работало множество интересных, неординарных людей, настоящих ученых, сформировавших работоспособный коллектив, что позволило на базе Отдела экономических исследований создать в декабре 1986 г. Институт экономических проблем (Постановлением СМ СССР № 1226 «О комплексном использовании полезных ископаемых Кольского полуострова»). Научное и научно­ методическое руководство Институтом было возложено на Отделение экономики АН СССР. Геннадий Павлович Лузин (д.э.н., профессор, член-корреспондент РАН, депутат Государственной думы РФ) - первый директор Института экономических проблем (1986-2000) - вписал славные страницы в историю института. Благодаря научной эрудиции, личной активности, целеустремленности и ответственности Г.П. Лузин сформировал новое научное направление в отечественной науке - экономику «северного измерения», в рамках которой был подготовлен ряд фундаментальных работ и создана самостоятельная научная школа. Возглавляемое Г.П. Лузиным научное подразделение активно участвовало в теоретических и прикладных исследованиях проблем экономической реформы в России, трансформации социальной и экономической политики в территориальных системах Севера, экономики рационального использования природных ресурсов Севера России и Арктики, возрождения Северного морского пути, развитии международных научных связей с ближним и дальним зарубежьем. Институт выполнял поручения Правительства РФ, связанные с разработкой методики районирования регионов Севера России по критерию дискомфортности как научной базы для формирования системы новых трудовых отношений, транспортного районирования и формирования системы бюджетных трансфертов. На основе проведенных исследований были разработаны, направлены в органы законодательной и исполнительной власти проекты важнейших федеральных законов: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития в переходный период в северных регионах РФ», «О районировании Севера России», «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере». Все законопроекты предусматривали реализацию стратегии устойчивого развития Севера России, отражающую взаимосвязь экономики, социальных условий и экологической безопасности. Не будет преувеличением сказать, что в эти годы исследования, проводившиеся в Институте, заложили основу для важнейших институциональных преобразований на Севере страны. Расширился объект исследований - теперь это был весь Крайний Север страны, а сами исследования приобрели характер, близкий к междисциплинарному, и стали максимально практически направленными. 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz