Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
в 1996 г. на базе ИЭП КНЦ РАН. Сотрудники Института формируют основу преподавательского состава в данном образовательном учреждении, а также преподают экономические дисциплины в других филиалах вузов Кировско-Апатитского района, где получили высшее экономическое образование тысячи специалистов. Наиболее способные из них имеют возможность продолжить образование в аспирантуре и представить к защите диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук в диссертационном совете, созданном при Институте в 1992 г. К настоящему времени в нем было защищено 117 диссертаций, руководство подготовкой большинства из которых осуществлялось ведущими учеными Института. В период формирования рыночных отношений 1990-х гг. возникла потребность создания региональной нормативно-правовой базы, к подготовке которой привлекался Институт. Примерами документов того времени, в разработке которых активно участвовал ИЭП, являются: Устав Мурманской области (1995 г.); Региональное соглашение между профсоюзом, Союзом промышленников и предпринимателей и администрацией Мурманской области (1995); проект договора «О разграничении полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Мурманской области» (с пакетом соглашений к договору, 1995); Закон Мурманской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе Мурманской области» (1996) и многие другие. Значительным является вклад ИЭП КНЦ РАН в подготовку прогнозно-плановых документов для региона. Так, коллектив Института выступал в качестве ведущего разработчика Концепции социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 г., (утверждена Постановлением губернатора области от 08.02.2001 г. № 47-ПГ), Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 г. (утверждена Постановлением правительства Мурманской области от 20.12.2001 г. № 251-ПП), проекта Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 г. Действующая Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 г., одобренная постановлением правительства Мурманской области от 26.08.2010 г. № 383-ПП [7], представляет собой откорректированный вариант разработанного в 2008 г. проекта Стратегии, который выполнялся по государственному контракту, заключенному Департаментом экономического развития Мурманской области с Кольским научным центром РАН. Решение о необходимости корректировки было принято правительством Мурманской области для более полного учета новых условий в связи с влиянием мирового финансово-экономического кризиса. Несмотря на заметное понижение прогнозных показателей темпов роста экономики по сравнению с более амбициозными параметрами предыдущего проекта, главные целевые ориентиры и задачи сохранились. Это, во- первых, социальная ориентированность - повышение качества жизни и развитие человеческого потенциала. Во-вторых, достижение нового качества экономического роста на основе перехода к более сбалансированной структуре экономики, включающей в себя высокотехнологичные и так называемые «знаниевые» секторы. В-третьих, обеспечение экологически устойчивого характера освоения природных ресурсов, не создающего угроз благополучию следующих поколений. Перспективы будущего развития Мурманской области во многом связываются с реализацией стратегических инвестиционных мегапроектов - «Комплексное освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения» и «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». К числу стратегических в «Стратегии-2025» отнесена также группа проектов строительства новых горно-обогатительных и горно-металлургических предприятий . Несмотря на колоссальный объем предполагающихся инвестиций в мегапроекты их непосредственное влияние на рынок труда и прирост ВРП Мурманской области за счет использования современных, преимущественно «безлюдных» и «модульных», технологий может быть весьма умеренным. Так, проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения, проектный объем инвестиций в который оценивается в 44 млрд долл. США, из них 17 млрд долл. США на территории Мурманской области, по расчетам создаст на эксплуатационной стадии менее одной тысячи новых рабочих мест и прирост годового ВРП около 80 млрд руб. или 36% к уровню ВРП 1998 г. Соответствующие показатели по проекту Комплексного развития Мурманского транспортного узла составляют: объем инвестиций, предусмотренный Федеральной целевой Это проекты предприятий на базе месторождений платиноидов «Федорова тундра», ильменит- титаномагнетитовых руд «Юго-Восточная Гремяха», апатит-нефелиновых руд «Олений ручей», хромитов «Сопчеозерское». 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz