Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

инвестиций в ВРП не достигала уровня, необходимого для нормального воспроизводственного процесса (23-25% с учетом мировым опыта). В-третьих, существует потребность в инвестициях для развития новых отраслей и видов деятельности, чтобы обеспечить устойчивость экономики, основу для роста уровня жизни населения и долгосрочного будущего региона. В рамках статьи не представляется возможным рассмотреть более широкий спектр экономических процессов и их тенденций в регионе. Однако очевидно, что за период с начала рыночных реформ в экономике Мурманской области произошли глубокие изменения не только количественного, но и качественного характера. Сформировались новые структура и отношения собственности, система государственного регулирования экономики, финансово-кредитная и налогово-бюджетная системы, организации рыночной инфраструктуры, иная нормативно-правовая среда федерального, регионального и муниципального уровней. Несмотря на несовершенство многих вновь сформированных институтов, в целом они демонстрируют свою работоспособность, потенциал развития. Это подтверждается тем, что тяжелые кризисные явления переходного периода 1990-х гг. были преодолены, и с начала 2000-х гг. началось постепенное улучшение экономической и социальной ситуации как в целом по стране, так и в Мурманской области. Свой вклад в преодоление трудностей перехода к рынку и достижение прогрессивных изменений в социально-экономическом развитии региона вносил и коллектив Института экономических проблем КНЦ РАН, который в декабре 2011 г. отмечает 25-летие со дня организации. Такой вклад осуществлялся по нескольким направлениям и в различных формах: 1) экспертно-аналитическая работа, способствующая формированию научно обоснованной политики региональных и муниципальных органов власти (подготовка аналитических записок, докладов, экспертных заключений, предложений и замечаний по проектам нормативных актов и других документов по запросу региональных и муниципальных органов власти, участие представителей института в консультативных и экспертных рабочих группах при исполнительных органах власти); 2) выполнение научно исследовательских работ по договорам (контрактам) с региональными или муниципальными органами власти, а также предприятиями реального сектора экономики; 3) организация научно-практических конференций, предусматривающих разработку рекомендаций о мерах по решению проблем социально-экономического развития региона, направляемых в законодательные и исполнительные органы власти различных уровней и другие заинтересованные организации; 4) образовательная деятельность в вузах и подготовка специалистов высшей квалификации (аспирантура и подготовка диссертаций на соискание ученой степени); 5) выступления в средствах массовой информации (публикации в региональной печати, выступления на радио и телевидении по актуальным проблемам развития региона). Большая заслуга в организации работы по всем указанным направлениям принадлежала первому директору института Г.П. Лузину. Он не только организовывал и возглавлял академическую часть этой работы в рамках Института, но одновременно выступал в качестве действующего государственного, политического и общественного деятеля. Так, в декабре 1991 г. Г.П. Лузин был назначен первым заместителем главы администрации Мурманской области, и в течение нескольких месяцев наиболее драматичного периода начала радикальных рыночных реформ руководил работой экономических служб и подразделений областной администрации. В 1993 г. баллотировался и был избран депутатом Областного совета . Важную роль в период становления рыночных отношений в регионе играл экспертно-консультативный экономический совет при администрации Мурманской области, будучи председателем которого, Г.П. Лузин использовал как собственный опыт и знания, так и наработки Института. Свой немалый вклад в этот процесс вносили Союз промышленников и предпринимателей и Северная торгово-промышленная палата, в руководстве которых состоял директор нашего Института. К числу значимых направлений вклада ИЭП КНЦ РАН в процесс экономических преобразований в ходе рыночных реформ в Мурманской области можно отнести образовательную деятельность и подготовку специалистов высшей квалификации. Здесь также необходимо отметить заслугу Г.П. Лузина как основателя и первого руководителя нынешнего Филиала Санкт- Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Апатиты, созданного Советы народных депутатов разных уровней просуществовали до октября 1993 г., после чего были распущены указом Президента РФ в связи с конституционной реформой. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz