Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
Руководство аспирантами и соискателями осуществляется ведущими специалистами Института, в соответствии с тематикой диссертационных исследований. Большинство из них привлекаются для участия в научно-исследовательской работе в соответствии с планом НИР. Все обучающиеся в аспирантуре имеют возможность публиковать результаты своих исследований в научных сборниках Института «Север и рынок. Формирование экономического порядка», кроме того, периодически издаются специальные «аспирантские» сборники научных статей, где свои первые научные работы имеют возможность разместить как аспиранты, соискатели, так и студенты вузов, имеющие исследовательские способности. Аспирантам очной формы обучения выделены компьютеризованные рабочие места, обеспечен доступ к Интернету, библиотечным и научным фондам Института. Научные сообщения по результатам промежуточных этапов диссертационных исследований заслушиваются в отделах, на совете молодых ученых Института, на заседаниях ученого совета. Такая практика способствует «закаливанию» молодых ученых и формированию большей ответственности за результаты своей исследовательской деятельности. Как правило, после подобных обсуждений, диссертационные работы в дальнейшем успешно защищаются в диссертационном совете Института. Ежегодно, в рамках целевой поддержки молодых ученых при финансовой помощи РАН, в Институте проводятся конкурсы «Лучший молодой исследователь», «Лучшая научная работа». Для приобретения опыта преподавательской работы, аспиранты и соискатели привлекаются к преподавательской деятельности в высших учебных заведениях гг. Апатиты и Кировска. В 2006 г. началось очередное реформирование РАН, что проявилось в поэтапном сокращении численности сотрудников, изменении системы финансирования. Но главное -если раньше была возможность трудоустройства аспирантов на работу в Институт на период обучения на условиях совместительства, а после окончания - на работу на штатную должность, то сейчас это стало невозможным. Как показал предыдущий опыт, обучаясь в аспирантуре и одновременно работая в научно-исследовательском институте, аспиранты имеют возможность постоянного научного общения, расширения научных контактов через участие в семинарах, конференциях. К моменту окончания аспирантуры молодой исследователь хорошо ориентируется в своей области исследований, имеет опыт участия в научно-исследовательских проектах, грантах, научные публикации и практически становится сформировавшимся специалистом, способным защитить подготовленную в период обучения диссертацию. Для нашего Института примерами такого рационального подхода являются молодые ученые, теперь уже кандидаты наук, занимающие должности старших научных сотрудников А.А. Биев, Д.Л. Кондратович, Е.А. Корчак, М.В. Ульченко и др. К сожалению, в настоящее время аспиранты, вместо того, чтобы приобщаться к научной деятельности и постигать ее основы, вынуждены искать возможность заработать на жизнь, поскольку стипендия, даже с учетом северного коэффициента, с сентября 2011 г. составляет немногим более 3 тыс. рублей. Если учесть, что акспирантство совпадает с началом взрослой жизни (образование молодых семей, рождение детей, обустройство быта), то необходимость материальной поддержки становится еще очевиднее. Безусловно, не все аспиранты при поступлении и в процессе обучения четко ориентированы в будущем на исследовательскую работу. Автором проведено исследование среди аспирантов КНЦ очной формы обучения, которое показало, что в научных организациях после окончания аспирантуры хотят работать только 23.3% аспирантов, 10% - предполагают преподавать в вузах, еще 8.3 опрошенных указали оба варианта. По профилю диссертации планируют работать 15% аспирантов, и 28.3% аспирантов не определились с выбором. Таким образом, 43.3% аспирантов, с точки зрения научной, преподавательской и профильной творческой работы, являются своего рода «балластом». Его доля среди аспирантов первого года обучения составляет - 52.9%, а второго года - 43.5%, а третьего года - 31.2%. Более половины опрошенных аспирантов уверены, что им удастся представить готовую к защите диссертацию в срок, при этом уверенность убывает с каждым последующим годом обучения. Если среди аспирантов первого года 86% считают, что успеют в срок, то на втором году обучения этот показатель снижается до 61%, а на третьем - до 31.3%. Отсрочка защиты диссертации мотивируется недостатком времени для отбора и обработки эмпирического материала, необходимостью много работать дополнительно не по теме диссертации, нехваткой денег, сменой научного руководителя и/или темы работы [2]. Кроме того, по экономическим специальностям стало выделяться значительно меньше бюджетных мест, а обучение на платной основе в нынешних обстоятельствах прельщает немногих. Естественно, что аспирантов становится меньше (рис. 2). Хочется надеяться, что это временные 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz