Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
УДК 378(470.21) ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА И.А. Гущина Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация Показана роль аспирантуры в формировании интеллектуального потенциала общества. Выполнен обзор деятельности аспирантуры Института экономических проблем КНЦ РАН. Обозначены успехи и проблемы этой деятельности. Представлена систематизированная информация о создании и работе диссертационных советов Института. Ключевые слова: аспирантура, соискатели, интеллектуальный потенциал, научные кадры, диссертационный совет, актуальность, региональная экономика. Проблема воспроизводства интеллектуального потенциала во все времена - одна из основных в научной сфере. Необходимым условием ее реализации является рациональный порядок организации подготовки, основанный на историческом опыте государства Аспирантура как официальная система подготовки научных кадров была создана в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР, и в тридцатые годы распространилась в НИИ и вузы страны. Первые кандидатские диссертации в СССР были защищены в 1934 г. Сам термин «аспирантура» имеет латинскую основу: aspiro - стремлюсь, стараюсь приблизиться [1]. Последние десятилетия характеризуются перманентными попытками реформирования науки, системы образования на всех ее уровнях. В меньшей степени пока это коснулось аспирантуры, хотя некоторые изменения все-таки происходили (попытки разработать унифицированные программы подготовки, обновление условий лицензирования и др.). С точки зрения ряда исследователей профессионального образования, современная аспирантура слабо выполняет свою основную функцию обеспечения воспроизводства высокопрофессиональных научных и педагогических кадров. В результате в последние годы сложилась парадоксальная ситуация: престиж науки падает, но при этом стремление получить ученую степень возрастает, что отражается на динамике численности обучающихся в аспирантуре. В 2009 г. общее число организаций, имеющих аспирантуру, увеличилось на 14% в сравнении с 2000 г. Аспирантура Российской академии наук многие десятилетия являлась мощной базой подготовки высококвалифицированных научных кадров. Однако с начала нового тысячелетия тенденции изменились. В этот период происходит перераспределение объемов подготовки в пользу аспирантуры при высших учебных заведениях: в том же 2009 г. доля аспирантов в научных организациях составила всего 11% от общего количества. Одно из самых востребованных направлений подготовки аспирантов - экономическое, его доля составляет около 20% от общего объема [2]. Результативность работы аспирантуры определяется соотношением закончивших обучение и защитивших диссертации. В науке этот показатель значительно ниже, чем в вузах, но однозначно оценивать его как плохой, очевидно, не стоит: многое зависит от специальности, требовательности со стороны диссертационных советов. Наша статья посвящена подготовке кадров высшей квалификации по экономическим специальностям в Институте экономических проблем КНЦ РАН. На протяжении длительного времени обучение аспирантов осуществлялось в составе единой аспирантуры Кольского филиала АН СССР, где существовала общая структура организации подготовки аспирантов. Это имело ряд преимуществ, поскольку объединение институтов различного профиля, организационно способствовало интеграции знаний (табл.). Данные, приведенные в таблице, указывают на увеличение доли аспирантов-экономистов в общей численности в последнее десятилетие прошлого века. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz