Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

альтернатива для прибрежных предприятий, выбравших положенную им квоту на традиционный промышленный лов рыбы раньше времени и вынужденных простаивать свои суда без работы. Однако, чтобы успешно развивать этот бизнес, необходимо решить немало проблем, прежде всего, в несовершенстве законодательства. Федеральный закон указывает, что любительскую рыбалку можно вести с выделенной квотой только на рыбопромысловом участке (РПУ). Но как его выделить в открытом море, где рыба имеет свойство мигрировать и вполне может выйти за границы ограниченного РПУ? В Норвегии, например, нет рыбопромысловых участков как таковых. Море общее для всех. У мурманских рыбаков-прибрежников есть и альтернативный вариант: оформлять туристические выходы в море не как спортивно-любительское рыболовство, а просто как прогулочные рейсы. В этом случае пассажиру разрешается поймать рыбу не в коммерческих целях, а только для личного пользования. Так, например, поступила мурманская компания «Арктикфлот», полностью переоборудовав свое судно «Капитан Евстюгин» из рыболовного в туристическое. Предполагается, что базой для летней морской любительской рыбалки станет Ура-губа. Зимой больше внимания будет уделено дайвингу. По предварительным подсчетам стоимость морского рыболовного тура будет примерно сопоставима с элитной семужьей рыбалкой из-за крупных затрат (один лишь суточный расход топлива обойдется в 28 тыс. руб.). Пока двухдневная рыбалка группе из 8 человек обойдется в 60-70 тыс. руб. [6]. Возможно, в дальнейшем, когда увеличится число компаний, участвующих в морском турбизнесе, морская рыбалка станет доступней. Одним из лучших мест в области для организации морской рыбалки является Териберка. Здесь местные предприниматели пытаются организовать на ярусолове «Ростислав» туристические рыболовные выходы в прибрежную зону Баренцева моря для туристов-любителей. В самом поселке уже обустроено 2 частные гостиницы, где можно переждать непогоду на море. Помимо морской рыбалки, в Териберке активно развивается и семужная рыбалка на реке. Активизация туристического бизнеса в поморском поселении положительно сказывается на социально-экономическом развитии поселка и вписывается в уже действующий российско-норвежский проект возрождения Териберки. Мурманск с 1990-х гг. развивается как центр международного морского туризма, начальный пункт круизов по северным морям. На протяжении последних 12 лет заходы круизных судов в Мурманск организовывала мурманская туроператорская компания «Нордморсервис тревел», принимая и обслуживая в торговом и рыбном порту за один летний сезон в среднем от 3 до 6 круизных лайнеров с количеством иностранных туристов на борту от 160 до 1 тыс. чел. В летний сезон 2011 г. Мурманск посетили 9 различных судов с туристами, сделав 13 заходов в мурманский рыбный порт . Мурманск включен в маршруты океанических лайнеров «Принцесса океана», «Альбатрос», «Ле Диамант», «Кристина Регина». Потенциально в обозримой перспективе Мурманск мог бы принимать до 200 тыс. круизных туристов в год [1]. Для этого необходима коренная реконструкция причального пассажирского комплекса мурманского морского порта: дноуглубительные и берегоукрепительные работы, удлинение главного пирса, создание пограничного пункта пропуска, реконструкция и расширение морского вокзала. К 100-летию Мурманска (2016 г.) предлагается идея строительства морского фасада «Арктическая гавань», который предполагает создание рекреационной, туристической, культурной зоны в районе морского вокзала. Морской фасад «Арктическая гавань» - это комплекс, который будет включать в себя причал для круизных лайнеров, прогулочную набережную, место стоянки для плавучих музеев - атомного ледокола «Ленин» и подводной лодки К-3 [1]. Для превращения Мурманска в привлекательный для туристов круизный центр международного уровня также необходимо законодательно утвердить право на безвизовый прием иностранных туристов с круизных лайнеров на период до 72 часов. Это даст толчок к развитию туристического сектора экономики, будет способствовать созданию современной городской инфраструктуры и расширению рынка труда. В настоящее время прорабатывается вопрос о восстановлении морского пассажирского сообщения между Мурманском и Киркенесом, которое действовало в 1990-е гг. Кроме того, в 2010 г. проведены международные переговоры с представителями крупнейшего норвежского круизного туроператора - компании «Хуртигрутен» о продлении популярного круизного маршрута Берген - Киркенес до порта Мурманск и, возможно, далее до Соловков и Архангельска. Компания готова включить этот турпродукт в свою круизную программу уже с 2011 г. В Карелии разрабатывается проект кругового водного маршрута на круизных лайнерах по маршруту: Санкт-Петербург - Балтика - Нордкап - Мурманск - Соловки - *Информация предоставлена пресс-службой Мурманского рыбного порта. 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz