Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
- стимулирования роста экономического благосостояния местных береговых общин через вовлечение их в освоение биоресурсов Берингова моря; - предоставления общинам западных районов Аляски выбора в диверсификации местной экономики; - предоставления представителям местных общин новых возможностей постоянного и долгосрочного трудоустройства; - предоставления местным общинам западной Аляски равных и приемлемых возможностей для участия в процессе рыболовства в Беринговом море и на Алеутских островах, доступ к которому был ранее закрыт вследствие высоких требований по начальным капиталовложениям. Местные общины, соответствующие критериям отбора на участие в программе «КРО», должны располагаться на расстоянии не более 50 миль от побережья Берингова моря, в регионе от Берингова пролива и до самого западного острова Алеутской гряды, или располагаться на островах в Беринговом море. Такие общины должны соответствовать определению этнических деревень, изложенному в законе «Об урегулировании претензий коренных народностей на Аляске» (Alaska Native Claims Settlement Act). Рыболовецкие организации из местных общин, соответствующих критериям отбора, имеют право размещать заявки на получение квоты. Максимальный объем удельной квоты для единичного соискателя ресурса не должен превышать 33% из общей квоты, которой может располагать программа «КРО». Заявки должны содержать подробные бизнес-планы развития общин, нацеленные на обеспечение дополнительной трудовой занятости в местных условиях, создание образовательных программ, программ профессиональной подготовки и повышения квалификации с указанием конкретных шагов по достижению экономической самодостаточности (самостоятельности). Кандидаты соревнуются друг с другом за право получения квот по конкурсу заявок и бизнес- планов, согласно независимой оценке представленных в них целей и задач, наиболее реалистичных моделей в определении экономического роста, наиболее эффективных методов достижения экономической самостоятельности местных рыболовецких общин, прогнозируемых уровней занятости, прогнозируемых объемов фондов и акционерного капитала, генерируемого для инвестиций в местные рыболовства, а также систем распределения доходов. Правительство штата требует не пассивного, а активного действия. Простая перепродажа выделенной квоты и получение дивидендов не являются приемлемыми. Представители местных общин западной Аляски должны безраздельно и непосредственно принимать участие в производственном процессе. Доходы, полученные при участии в программе «КРО», должны реинвестироваться в программы по развитию рыболовецкой отрасли и в новые предприятия, которые создают новые рабочие места и стимулируют развитие стабильной экономики на западе Аляски. Получатели «КРО-квот» должны предоставлять ежеквартальные и ежегодные отчеты в целях обеспечения правительственного мониторинга на соответствие программным требованиям. «КРО- группы», представляющие интересы более одной общины, должны, по меньшей мере, иметь по одному представителю от каждой общины в составе своих советов директоров. Губернатор Аляски и его администрация рассматривают заявки на участие в программе «КРО» и выносят рекомендации по выделению того или иного процента биоресурса, которым располагает программа. Совет по управлению рыболовством севера тихоокеанского региона рассматривает рекомендации, а министр торговли США производит окончательное санкционирование промысла. В 1992 г. региональные и федеральные чиновники обозначили критерии оценки процедуры и правила отбора соискателей квот, выделяемых в рамках программы «КРО». Как только были проведены все административные мероприятия, правительство штата Аляска приняло 56 заявок от общин-соискателей западной Аляски, которые были представлены на соискание квот через одну коммерческую и пять некоммерческих корпораций, имеющих по корпоративному партнеру, работающему в рыбной промышленности. Начинать развитие рыболовства и рыбопереработки в прибрежных поселениях Мурмана целесообразно с совершенствования законодательных и нормативных актов, которые в настоящее время, по нашему мнению, не только не способствуют этому, но во многих случаях являются препятствием. В качестве поучительного примера можно привести попытку развития рыбного хозяйства в поселке Териберка с использованием современных норвежских технологий в рыбодобыче и рыбопереработке. В 2000 г. по инициативе губернатора Мурманской области и 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz