Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

100 90 80 70 60 50 40 30 И 20 10 0 И и и и и и □ Кандалакша □ Кольский р-н □ Ловозерский р-н □ Печенгский р-н □ Терский р-н 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Рис. 2. Удельный вес собственных источников в доходах муниципальных районов, % Поступление от закрепленных БК налогов обеспечивает стабильные поступления, но их уровень недостаточен для реализации расходных обязательств. Несмотря на то что поступления средств от закрепленных БК налогов стабильны, их уровень недостаточен для реализации расходных обязательств. Для расширения налоговой автономии муниципальных властей областным законом на местный уровень переданы транспортный налог, единый налог по упрощенной системе, а также до 10% сверх установленного норматива от НДФЛ. Выбор такого механизма, как передача на местный уровень нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов, является, безусловно, справедливым, поскольку субъекты РФ формируют налоговую надстройку с учетом региональных особенностей дифференциации налогового потенциала по типам муниципальных образований и с учетом возможностей органов местного самоуправления реально влиять на базу налогообложения и собираемость налогов. Объем налогов, поступающих в муниципалитеты по решению региональных органов власти, с каждым годом увеличивается. При этом темп их роста превышает темп роста налогов, закрепленных за местными бюджетами БК. Это свидетельствует о том, что работа по управлению налоговыми базами в отношении переданных на местный уровень налогов осуществляется достаточно эффективно. С целью повышения налоговой автономии органов местного самоуправления областным законом вводится замена дотаций на дополнительные нормативы от НДФЛ. Выполненные меры позволили увеличить налоговую составляющую в доходах муниципальных образований Мурманской области, укрепить устойчивость их бюджетов за счет создания более диверсифицированной структуры налоговых источников и сократить расходы регионального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности. Оценка размера собственных доходов на душу населения по муниципальным образованиям Мурманской области показала снижение данного показателя по сравнению с дореформенным периодом и возрастание его уровня в последующие годы. Более высокий уровень показателя обеспечен в городских округах (ГО), экономическая сфера которых представлена градообразующими предприятиями, формирующими достаточно емкую налоговую базу по НДФЛ. В муниципальных районах (МР) уровень собственных доходов на душу населения несколько ниже, чем в ГО, и на более высоком уровне здесь отмечается дифференциация подушевых собственных доходов. Это связано с отнесением в группу муниципальных районов городов с неодинаковым экономическим потенциалом. Наиболее низкий уровень собственных доходов наблюдается в городских округах ЗАТО. Рассмотрение достаточности мобилизованных в местных бюджетах собственных доходов для финансирования расходных обязательств показало, что в дореформенный период уровень покрытия расходов собственными доходами был значительно выше, чем сегодня. Налоги, отчисляемые градообразующим предприятием, обеспечивали финансирование от 60 до 80% всех расходных статей бюджета. В 2006-2008 гг. уровень покрытия расходов собственными доходами сократился в местных бюджетах до 40-45%, а в муниципалитетах, где отсутствует градообразующее предприятие, он не превышает 10-15%. Низкая наполняемость местных бюджетов налоговыми поступлениями вынуждает органы власти субъекта РФ выделять средства для их поддержки в виде трансфертов. Объем безвозмездных перечислений в ГО в среднем составляет 56% (в ЗАТО - 81%), в МР - 75%, в поселениях - более 80% доходов бюджета. Ситуация с доходами местных бюджетов в условиях финансового кризиса несколько ухудшилась, но не стала критической. Этому способствовал выбранный федеральными органами власти подход к закреплению налоговых источников за местными бюджетами. БК за местными 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz