Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
Проблема множественности субсидий ставится в Бюджетном послании Президента РФ от 29.06.2010 г. «О бюджетной политике в 2011-2013 годах», и решена она должна за счет укрупнения субсидий в рамках государственных программ; постановки перед получателями субсидий конкретных целей и контроля за результатами, обеспечивая получателям право выбора способов достижения поставленных целей. Таким образом, выполненный анализ позволяет отметить положительные результаты реформирования, которыми стали: 1) закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами РФ и муниципальными образованиями; 2) в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов заложены некоторые стимулы к устойчивому росту налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ [2]; 3) введение важного положения - установление жестких бюджетных ограничений. Вместе с тем можно выделить и отрицательные результаты: продолжает сохраняться широкий перечень полномочий по предметам совместного ведения; в структуре межбюджетных трансфертов муниципалитетов преобладают целевые средства, свидетельствуя о реализации через местный уровень государственной бюджетной политики; не решается задача по расширению налоговых полномочий как в части регулирования отдельных элементов налогов, налоговому администрированию, так и по установлению налогов. Более полное представление о последствиях проводимых реформ можно получить, обратившись к практике исполнения данного процесса в Мурманской области. Практика реализации законодательных нововведений в Мурманской области. В ходе проведения реформ, начало которых в регионе отмечается 2005 г., на территории Мурманской области было создано 42 муниципальных образования, среди них 14 - городские округа, 5 - муниципальные районы, 23 - городские и сельские поселения. В ходе преобразований значительному изменению подверглись элементы структуры доходов местных бюджетов. Городские округа, располагающие высоким налоговым потенциалом и обеспечивающие в дореформенный период до 70-90% собственных средств в доходах бюджетов, к 2006 г. лишились собственных доходов, их объем сократился в 1.5-3.5 раза (рис. 1). □ Апатиты □ Кировск □ Ковдорский р-н □ Мончегорск □ Мурманск □ Оленегорск □ Полярные Зори Рис. 1. Удельный вес собственных источников в доходах городских округов, % В муниципальных районах, где уровень развития экономики не превышал среднеобластного значения, удельный вес собственных источников бюджета снизился в 1.5-2.0 раза (рис. 2). Наиболее низкие показатели отмечаются среди городских округов закрытых административно территориальных образований (ЗАТО). Экономический рост в стране в 2000-х гг. в целом стимулировал увеличение налоговых платежей в бюджетную систему РФ, но для бюджетов муниципальных образований он практически не принес существенного положительного эффекта. Доля налоговых платежей неуклонно сокращалась, и лишь с 2007 г. начали отмечаться отдельные позитивные сдвиги. Сужение налоговой базы местных бюджетов обусловлено, прежде всего, выведением из российской налоговой системы местных налогов, удельный вес которых в налоговых доходах сократился и колеблется в пределах 1.5-12%. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz