Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

Таблица Удельный вес доходов и расходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Мурманской области, % [5] 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. Доходы местных бюджетов 62.8 60.4 59.3 53.9 57.1 54.7 Расходы местных бюджетов 62.4 61.9 57.8 54.0 55.7 57.3 Проблема, заключающаяся в существенном расширении социальных функций местного самоуправления и не сопровождавшаяся адекватным перераспределением финансовых средств, требовала своего решения. 2006-2008 годы. Разработанные федеральные законы, регулирующие вопросы федеративных отношений и местного самоуправления, принятие Программы развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 г., внесение комплексных поправок в Бюджетный кодекс (БК) и другие нормативные акты [6, 7] позволили муниципальным образованиям приступить к осуществлению реформы, которая реализовалась в следующих направлениях: изменение территориальных основ местного самоуправления, трансформация перечня вопросов местного значения, регулирование процедуры передачи органам местного самоуправления государственных полномочий, регламентация механизмов управления в муниципальных образованиях. В то же время принятые федеральные законы об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, организации местного самоуправления в РФ, а также поправки в БК РФ в части регулирования межбюджетных отношений сформировали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ [4, 6]. Новой редакцией БК [6] были введены следующие новшества: уточнено понятие «собственные доходы бюджетов», под которыми понимаются все виды доходов (налоговые, неналоговые, дотации, субсидии), за исключением субвенций на реализацию «делегированных» полномочий; установлен постоянный перечень местных налогов, минимальные нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, специальных налоговых режимов; органам государственной власти субъектов РФ были переданы полномочия по закреплению нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты. Существенно расширена сеть финансовых фондов на уровне регион-муниципалитет: вместо единого Фонда финансовой поддержки муниципальных образований создано пять фондов. Общим недостатком в предоставлении средств из этих фондов явилась их нацеленность на выравнивание бюджетов исходя из показателей бюджетной обеспеченности, а не на стимулирование развития собственной доходной базы. В качестве новых бюджетных инструментов вводятся долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг [6]. Начиная с 2007 г. провозглашается следующий этап бюджетной реформы, который направлен на совершенствование управления общественными финансами, а именно рационального использования бюджетных ресурсов с ориентацией на конечные результаты, с внедрением системы мониторинга качества финансового управления [8]. 2009 год - настоящее время. Концепцией межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г., принятой в 2009 г., планируется дальнейшее совершенствование механизма субсидирования субъектов РФ [7]. В системе межбюджетных трансфертов отмечается усиление роли целевой составляющей и вместе с тем увеличение количества субсидий и субвенций. На практике это вызывает проблему взаимного дублирования субсидий, распыления бюджетных средств, снижения их эффективности. Рост доли субвенций, связанный с исполнением делегированных полномочий, и сокращение доли дотаций, необходимых для выполнения бюджетных обязательств перед населением, влечет возрастание ответственности со стороны региональных и местных органов власти не перед населением, а перед федеральными органами. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz