Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
ежедневная реальность для населения региона, определяющая здоровье и продолжительность жизни. Отбрасывать эту реальность невозможно. Нужно решать обостряющиеся проблемы социально экономического развития муниципальных образований Мурманской области комплексно. Пути решения - это возврат в федеральной политике к принципам протекционизма и компенсационности. На региональном уровне - это по-прежнему активизация программных методов регулирования наиболее проблемных территорий Мурманской области. Относительно федеральной политики следует отметить, что в настоящее время, как справедливо указывается в аналитических записках Комитета Совета Федерации по делам Севера и коренным малочисленным народам: «На решение многих задач жизнеобеспечения, социального и экономического развития северных территорий, в том числе с учетом их региональных особенностей, в значительной степени направлены утвержденные в последние годы Президентом и Правительством Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу», «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» и «Стратегия социально экономического развития Сибири до 2020 года». Однако никаких конкретных планов и программ, направленных на их реализацию, до настоящего времени не принято...» [4]. Во многом это обусловлено тем, что Север перестает быть особым единым объектом управления. Поэтому и действия фрагментарны, некомплексны. Подход к решению социально-экономических проблем т.н. арктической зоны - типичный пример попытки сузить проблемы регионов Севера и приполярных территорий. На наш взгляд, необходимо вернуться в политике и практике управления к восприятию Севера как единого макроэкономического объекта, требующего специальных мер управления. ЛИТЕРАТУРА 1. Скуфьина Т.П., Баранов С.В. Диагностика межрегиональной дифференциации // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2007. № 1. С. 14-20. 2. Баранов С.В. Технологии оценки неоднородности социально-экономического развития регионов Российской Федерации: проблемы и решения // Экономическая наука современной России. 2009. № 3 (46). С. 48-55. 3. Муниципальные образования Мурманской области / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Компьютерная верстка. Мурманск, 2010. 199 с. 4. Материал Комитета Совета Федерации и малочисленных народов в доклад Совета Федерации 2010 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» / Сайт Комитета Совета Федерации и малочисленных народов. Режим доступа: http://www.severcom.ru/analytics/item61-1.html. Сведения об авторе Баранов Сергей Владимирович - к.ф.-м.н., старший научный сотрудник; e-mail: bars.vl@gmail.com 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz