Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

Терском районе в рассматриваемом периоде выбросы в атмосферу и сброс сточных вод минимальны (0.3-0.5 тыс. т и 0.1 млн м3 соответственно), то стабильно значительная вариация этих показателей по региону свидетельствует об отсутствии как позитивных, так и негативных тенденций в экологической обстановке. Неравномерность экономического развития территории Мурманской области объясняет и существенную вариабельность инвестиций в основной капитал на душу населения: от 34 до 52%. Привлечение статистических показателей 2005-2009 гг. позволяет выделить муниципальные образования - лидеры: Кировск (от 80.12 до 54.09 тыс. руб./чел., дефлировано в ценах 2005 г.) и Полярные Зори (от 80.23 до 43.4 тыс. руб./чел., в ценах 2005 г.). Аутсайдеры: Кандалакшский район (от 4.53 до 23.63 тыс. руб./чел., в ценах 2005 г.), Терский район (от 2.69 до 10.25 тыс. руб./чел.). Следует отметить, что в обозримом прошлом и перспективе существенная неравномерность инвестиций - типичное отображение специфики добывающего региона. Очевидно, что добыча требует масштабных инвестиций, которые иные отрасли экономики, расположенные в т.н. «недобывающих» муниципальных образованиях, привлечь не могут. К позитивным чертам следует отнести достаточно незначительную вариацию средней заработной платы по региону - 11-13%. А также то, что дифференциация по важнейшему показателю - число официальных безработных, отнесенных к численности трудоспособного населения, составляет лишь 2-3%. Во многом это подтверждает результативность усилий региональной власти по предотвращению безработицы в наиболее проблемных муниципальных образованиях Мурманской области. Однако привлечение абсолютных статистических данных свидетельствует о чрезвычайно острой ситуации только в одном муниципальном образовании - Терском районе, где отношение официальных безработных, отнесенных к численности трудоспособного населения, в период 2005­ 2009 гг. составляет от 15.75% (2008 г.) до 21.43% (2005 г.). Вариация оборота розничной торговли на душу населения - 14-20%, объема платных услуг на душу населения - 20-22%. Эти позиции достаточно стандартны для регионов РФ. По такому социальному показателю, как общая площадь жилых помещений, м2/чел., дифференциация минимальна - 5-6%, что объясняется наследием СССР. Потери в наследии СССР отражаются в достаточно высокой вариации показателей, характеризующих уровень медицинского обслуживания. Так, численность врачей всех специальностей на душу населения - дифференциация 21-23%, число больничных коек круглогодичных стационаров на душу населения - 11-12%. Варьирование показателя число зарегистрированных преступлений на душу населения - 13­ 21%. Лидеры криминальной статистики - муниципальные образования Апатиты, Мурманск, Мончегорск. Рассмотрим самые проблемные показатели, характеризующие остроту степени социального неблагополучия территории области. Дифференциация по показателю миграционный прирост, убыль (-) населения на 1 тыс. человек населения - от 21 до 35%. Отток населения характерен для каждого муниципального образования. Но особенно активна миграция из Ковдорского, Терского, Ловозерского, Печенгского районов. И самый проблемный индикатор неблагополучия региона - дифференциация по естественному приросту, убыли (-) населения на 1 тыс. человек населения , составляющая 19-32% за период 2005-2009 гг. Наихудшие позиции демонстрирует Терский, Кандалакшский районы, г. Апатиты. Единственный муниципалитет, имеющий естественный прирост населения в 2007-2009 гг., - это Печенгский район. Заключение В последнее время активно стали обсуждаться проблемы поселений т.н. арктической зоны, но при обсуждении в органах государственной власти, в приложениях к формальным документам арктическая зона по неясным критериям сужена. В частности, в настоящее время по умолчанию предполагается, что по Мурманской области к муниципальным образованиям арктической зоны относятся только Ловозерский, Печенгский и Кольский районы. Полагаем, ни в коем случае нельзя базироваться преимущественно на поддержке населенных пунктов, в настоящее время включенных в т.н. арктическую зону. Такой подход не целесообразен с позиций управления. При отсутствии четко установленной границы арктической зоны он создает уже традиционный риск: кто-то пролоббирует интересы - территорию включат в арктическую зону, не пролоббирует - не включат. Территория Мурманской области - полностью северный регион, причем только весьма незначительная часть территории расположена ниже полярного круга. Полярный круг - это 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz