Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
закрепляющей сырьевой статус территорий Севера, к новой модели его устойчивого развития. Такой подход обусловил повышенное внимание к социальной проблематике, что отразилось в серьезной проработке блоков Концепции, посвященных демографическим и расселенческим аспектам, уровню жизни, развитию социальной инфраструктуры на Севере в условиях перехода к рыночной экономике (к.э.н. Е.Е. Лазарев, к.э.н. А.Д. Корчак, к.э.н. Л.А. Рябова, к.э.н. Г.Н. Харитонова, н.с. Л.А. Позднышева, м.н.с. С.Г. Нефедова и др.). Большое внимание уделялось обоснованию подходов к развитию коренных народов Севера (вклад в развитие этого направления внесли к.э.н. Е.Е. Лазарев, к.и.н. Н.Н. Гуцол, Е.Я. Пация). Концепция была принята Государственным комитетом по социально экономическому развитию Севера. В 1991 г. по заданию Госкомсевера РСФСР выполнялась работа «Разработка критериев отнесения районов к Крайнему Северу и приравненных к нему местностей» (рук. д.э.н. Г.П. Лузин, отв. исп. Е.Е. Лазарев, исп. А.Д. Корчак и др.). В ней были разработаны методические рекомендации для районирования северных территорий на основе разработанной авторами и впервые примененной интегральной оценки дискомфортности условий проживания и деятельности населения Севера. В 1992-1993 гг., после многочисленных экспедиций, были завершены работы по социально экономическому районированию Севера. Даны предложения по совершенствованию системы северных гарантий и компенсаций, завершена разработка Российской программы социально экономического развития Севера [2]. В 1993-1994 гг. на основе проведенных исследований разработан, направлен в органы законодательной и исполнительной власти и принят ряд проектов важнейших федеральных законов: «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития в переходный период в северных регионах РФ», «О районировании Севера России», «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на Севере». Все законопроекты предусматривали реализацию стратегии устойчивого развития Севера России, отражающую взаимосвязь экономики, социальных условий и экологической безопасности, то есть базировались на самой передовой для этого времени научной парадигме. Не все они были приняты в полном объеме, но не будет преувеличением сказать, что в эти годы социальные исследования, проводившиеся в Институте, заложили основу для важнейших институциональных преобразований на Севере России и не потеряли своей актуальности и в настоящее время. В 1994-1996 гг. тематика социальных исследований расширилась в направлении включения мировоззренческих аспектов социально-экономического развития на Севере. В этот период Отдел региональных проблем развития и размещения производительных сил и сектор труда и социального развития, входивший в состав отдела, возглавил д.ф.н. Р.И. Трипольский. За время работы в Отделе он опубликовал две крупные монографии, представлявшие опыт философского осмысления социально-экономических проблем переходной экономики [3, 4]. Появились новые направления в социальных исследованиях, такие как проблемы рынка труда, нового северного пенсионного законодательства, региональные проблемы жилищной реформы, управление процессами профессионального образования в регионе, проблемы развития местных северных сообществ в условиях глобализации, гендерные аспекты социальных процессов переходного периода (А.Д. Корчак, В.П. Тоичкина, Н.А. Новикова, И.А. Гущина, Л.А. Рябова и др.). По инициативе сотрудников отдела (Н.Н. Гуцол, Л.А. Рябовой и др.) был создан Центр гендерных исследований - неправительственная общественная организация под эгидой КНЦ РАН. Таким образом, в 1994 1996 гг. произошел поворот в исследованиях от проблем общих институциональных преобразований на Севере РФ к мировоззренческим аспектам его развития и к конкретным проблемам социального развития регионов Севера. В 1996 г. сектор труда и социального развития преобразован в Отдел социальной политики на Севере, который до 2002 г. возглавлял к.э.н. А.Д. Корчак. Развивались уже сложившиеся направления: демография, рынок труда и занятость населения в регионах Севера (А.Д. Корчак), доходы и уровень жизни населения, проблемы развития социальной инфраструктуры (Л.А. Рябова), пенсионное обеспечение северян (В.П. Тоичкина), образовательная система региона (И.А. Гущина), жилищно-коммунальная реформа (Н.А. Новикова), а также новые направления - компаративные исследования социальной политики на российском и зарубежном Севере, локальных и региональных социальных процессов в условиях глобализации, проблем формирования социального капитала (Л.А. Рябова) и вопросы разработки северной региональной политики в сфере охраны здоровья населения (Е.Е. Торопушина). 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz