Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

Отметим, что проведенные оценки структуры межрегиональной дифференциации по широкому перечню показателей представляют интерес для целей государственного регулирования территориального развития. Однако результаты анализа по разработанной методике позволяют сформулировать выводы не только по каждому из показателей, но и концептуального характера, являющимися значимыми для формирования теоретических основ регулирования развития Севера РФ. Так, апробация этой методики позволила установить специфически сложную структуру межрегиональной дифференциации для регионов зоны Севера и несеверной части РФ. То есть, вклад какого-то одного или нескольких показателей не является определяющим. Для государственного управления этот факт означает нецелесообразность влияния на какой-либо отдельный, считающийся приоритетным, компонент региональной системы для решения проблемы межрегиональной дифференциации. Дисперсия вдоль главного вектора межрегиональной дифференциации всей РФ, регионов зоны Севера и несеверной части РФ показала, что экономика всей РФ менее однородна, чем экономика северной и несеверной частей РФ, рассматриваемых совместно. Этот фактор снижает эффективность государственного управления в условиях отказа в признании регионов зоны Севера особым объектом управления. Слабая согласованность в изменениях главных направлений межрегиональной дифференциации в рассматриваемых региональных группах свидетельствует, что одно и то же управляющее воздействие приведет к разным результатам для несеверных регионов и регионов зоны Севера [1, 9]. Это свидетельствует о необходимости учета особых факторов «северности» в региональной политике. Методика оценки уровней социально-экономического развития субъектов РФ. Ключевым звеном методического обеспечения сравнительной оценки социально-экономического развития регионов для целей государственного регулирования является методика расчета интегральных характеристик развития субъектов РФ. Однако, как было показано выше, ее использование существенно ограничивает информативность полученных результатов оценки для целей принятия решений в области регулирования регионального развития. Для преодоления указанных недостатков автором разработана методика построения рейтингов социально-экономического развития регионов, основанная на методе главных компонент и использовании статистики Т2-Хоттелинга. Предлагается определять рейтинг дифференциации региона как расстояние до центра данных - начало координат в системе главных компонент - с нормировкой на дисперсии по соответствующим главным компонентам (статистика T2Хоттелинга). Чем больше значение этого рейтинга, тем сильнее регион выделяется из соответствующей региональной группы (наиболее удален от «центра масс»). Для определения в худшую или лучшую сторону отклоняется регион с точки зрения социально­ экономического развития, авторы предлагают снабдить рейтинг знаком официальной Комплексной оценки социально-экономического развития регионов [8]. В результате рассчитывается рейтинг социально-экономического развития региона: R(i) = sgn(ComplexBALL(i)) K1(i)2 + + Kn(i)2 Л1 Xn где i - регион, CompexBall - комплексная оценка региона, полученная по официальной методике (Приложение № 6 . , 2001); a R(i) - рейтинг региона; sgn - функция-знак (равна 1, если число >0; -1, если <0). Нормировка на дисперсии (АЛ, ..., Xn) выполняется для приведения главных компонент к одинаковым масштабам. Рейтинговая оценка регионов на основе интегральных социально-экономических индикаторов удовлетворяет необходимым принципам научного анализа и технологиям принятия решений. Разработанная методика построения упорядоченных рейтингов регионов позволяет не только ранжировать регионы по уровню социально-экономического развития, но и количественно измерять этот уровень внутри региональной группы, дает возможность проводить комплексные межрегиональные сопоставления. Результаты апробации методики показывают, что полученные рейтинги социально­ экономического развития хорошо согласуются как с количественными, так и с качественными оценками социально-экономического положения регионов [9]. Это свидетельствует о возможности использования методики не только для исследовательских целей, но и в практике управления. Отметим, что эта методика легко адаптируема для целей сравнения уровней развития муниципальных образований. В настоящее время используется при выполнении исследования по проекту РФФИ «Информационно-коммуникационные технологии в региональном пространстве и их влияние на социальное и экономическое развитие субъектов РФ», проект № 11-06-00110-а; при 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz