Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

региона относительно среднего по стране уровня, комплексном характере и сбалансированности оценок, использовании относительно несложных расчетных средств, что приводит к простой и естественной интерпретации результатов. Основной недостаток состоит в том, что комплексная оценка рассчитывается как среднее мест, которые занимают показатели региона относительно общероссийского уровня (с последующим разбиением регионов на группы согласно комплексной оценке). Следовательно, этот подход позволяет лишь ранжировать регионы, а не количественно характеризовать степень их различия. Кроме того, логическая схема этого подхода порождает ряд методических ограничений. Так, большие и малые различия в показателях могут приводить к одному и тому же значению комплексной оценки. В ряде методик присутствует мнимый характер одинакового веса базовых показателей оценки. Так, анализ построенных корреляционных матриц значений показателей, используемых в официальной методике расчета комплексной оценки социально-экономического развития регионов [4, с. 9011-9035], показал, что в исследуемом периоде 1998-2005 гг. наблюдалась значимая корреляция по большинству показателей (оценка производилась на 5%-ом уровне значимости по t -критерию) [подробнее см.: 5]. К другим недостаткам следует отнести и то, что некоторые регионы, находящиеся рядом в одной и той же группе, различаются по базовым индикаторам нередко в несколько раз; расстояние между отдельными показателями внутри группы регионов нередко оказывается большим, чем расстояние между группами [1, 6]. Установленные особенности методик в рамках рассматриваемого подхода позволяют сделать следующее заключение. Рейтинговые и ранговые методы являются удобным средством наглядной демонстрации положения регионов (муниципальных образований) относительно общероссийского (общерегионального) уровня, но не разрешают количественно характеризовать меру отличий по каким-либо показателям, не позволяют изучить структуру межрегиональных (межмуниципальных) различий. Второй подход заключается в исследовании неравенства по различным компонентам социально-экономического развития региона. Предполагает использование фундаментальных разработок в области исследования экономического неравенства (кривая Лоренца, индекс Джини). В основе лежит анализ данных по регионам с целью построения рейтингов дифференциации показателей. В отличие от первого подхода, методическая база такого рода диагностики в официальных методиках оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ не применяется. Менее распространен данный подход и в научных исследованиях. В качестве примера использования подобного рода диагностики можно привести характеристику А.Г. Гранберга: равномерности распределения по регионам населения и объема промышленной продукции; населения и ВРП [2, с. 126-129, 268]. Положительные моменты применения методик, использующих данный подход: 1) используемый инструментарий зарекомендовал себя как универсальное средство для характеристики неравномерности распределения анализируемых величин; 2) позволяет установить различия по показателям не только между всеми регионами страны, но и между группами субъектов РФ, а также внутригрупповые отличия; 3) количественно характеризует меру отличий между регионами; 4) применение безразмерных индикаторов разрешает исследовать межрегиональную дифференциацию в динамике без пересчета в сопоставимые величины. Существует два недостатка применения аналога коэффициента Джини. Первый - результаты оценки даются несколько усредненные. Подразумевается, что значения показателей аномально отстающих и наиболее благополучных групп регионов (муниципальных образований) по какому- либо показателю не выделяются в полученных результатах. Следовательно, для характеристики дифференциации целесообразно ввести дополнительный критерий оценки. Распространенным методическим приемом преодоления этого недостатка являются всевозможные сравнения наименьшего и наибольшего значения какого-либо показателя в «наихудшем» и в «наилучшем» регионах. Отметим, эти сравнения используются для характеристики развития дифференциации не только в учебной литературе высшей школы и научных исследованиях, но и в нормативно-правовых документах. Результатом исследований, основанных на таком сравнении, являются следующие выводы. «Дифференциация уровня развития регионов не только не снизится, но, наоборот, увеличится почти вдвое» (речь идет о трехлетнем периоде) [7, с. 40]. В представленных примерах фиксируется только размах между показателями и не оцениваются объективные тенденции для всех исследуемых объектов. Реальное направление развития феномена 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz