Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

В-третьих, актуальностью совершенствования методологических оснований и методов исследования региональных ситуаций и проблем. Очевидно, что решение задач теории и практики управления должно базироваться на аналитических подходах комплексно и адекватно учитывающих изменения в процессах социально-экономического развития территорий. Однако существующий инструментарий оценки не в полной мере отвечает этим требованиям. Причем отмечается явный недостаток научных исследований, направленных на совершенствование существующих и поиск новых методов и методик сравнительной оценки. Поисковый характер таких исследований обусловил целесообразность их проведения не в планах НИР ИЭП КНЦ, а в рамках инициативных исследовательских проектов. Следует отметить, что не только федеральные фонды, но и администрация Мурманской области поддерживает проекты, направленные на совершенствование инструментария комплексных, сравнительных оценок развития регионов и муниципальных образований. Среди проектов, в рамках которых были достигнуты существенные теоретически и практически значимые результаты, отметим следующие. Грант РФФИ и администрации Мурманской области, 2005-2006, № 05-06-97504 а «Прогноз издержек легализации и определение перспектив альтернативного развития программного обеспечения (на примере Мурманской области)», грант РГНФ и администрации Мурманской области, 2008, № 08-02-43-202 а/С «Асимметричность социально-экономического развития регионов Севера РФ: формирование методологии анализа и государственного регулирования»; грант Президента РФ, 2009-2010 «Сценарии развития Севера РФ», МД-1681.2009.6; грант РФФИ, 2011­ 2012, № 11-06-00110-а «Информационно-коммуникационные технологии в региональном пространстве и их влияние на социальное и экономическое развитие субъектов РФ»; грант РГНФ и администрации Мурманской области, 2011, «Формирование методологии анализа и оценка асимметричности социально-экономического развития городов и районов Мурманской области», проект № 11-12-51005а/С. Во всех этих исследованиях различные проблемы оценивались через призму сравнительной характеристики отличий от общерегиональных или общероссийских, или общемировых тенденций развития. Фактически все эти исследования в той или иной мере касались базовой проблемы - проблемы дифференциации. Авторы обозначенных выше исследований исходили из следующих методологических оснований. Межрегиональная (или межмуниципальная) дифференциация - неотъемлемое свойство многокомпонентной территориальной системы страны, которое прослеживается по количественным признакам. Целесообразно рассматривать диагностику дифференциации как особый вид аналитического исследования, имеющего собственные характеристики, цели, задачи и технологию [1]. Рассмотрим технологическую сторону этого вида диагностики. Основным методическим свойством оценки межрегиональной дифференциации является потеря части информации с целью обозримости результатов сравнений. Данное утверждение требует пояснения. Очевидно, что максимальной информативностью обладает некоторый достаточно большой набор социально-экономических характеристик регионов (муниципальных образований), представленный, к примеру, в статистическом сборнике. Вместе с тем, человеческий разум не в состоянии охватить такое обилие и многообразие информации. Поэтому технологии оценки направлены на формирование количественной меры дифференциации с одновременной потерей полноты, присущей исходному набору региональных (муниципальных) характеристик. С точки зрения технологии исследования нами выделено два подхода: Первый - состоит в изучении различий между регионами на основе совместного анализа соответствующих показателей с целью построения рейтингов (комплексных оценок) регионов. При практическом применении данный подход позволяет оценить положение региона относительно общероссийского уровня. Используется в подавляющем большинстве исследовательских и официальных методик. Наиболее апробированными методиками этого подхода считаются: методика СОПС, методика исследовательского коллектива СОПС и РАН 1997 г. [2, с. 115-117], методика расчета комплексной оценки социально-экономического развития регионов, используемая в федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 гг. и до 2015 г.)» [3]. Анализ этих методических схем позволил констатировать достоинства и недостатки рассматриваемого подхода. Достоинства заключаются в возможности определения положения 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz