Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

В то же время отмечается определенное оживление грузопотоков на трассе СМП, в том числе по перевозке «неэнергетических» грузов. Так, в июле 2011 г. из Мурманска в азиатские порты были проведены танкер и контейнеровоз, доставившие более 100 тыс. т грузов. А в августе руководитель агентства по рыболовству А. Крайний объявил: «была осуществлена доставка рыбы с Камчатки в балтийские порты в объеме 40 тыс. т, в 2012 г. агентство планирует довести объем перевозок до 100 тыс. т». Правда, перевозка осуществлялась рефрижераторами усиленного ледового класса (УЛА-4), но даже они в проливе Вилькицкого были вынуждены воспользоваться проводкой атомными ледоколами. Тем не менее, на наш взгляд, начало освоения шельфа, особенно с учетом вероятных изменений климата, может привести к достаточно оптимистическому сценарию. При этом можно отметить, что применение сценарного метода согласованного мнения позволяет констатировать, что перевозки в Восточном секторе СМП, как и транзит, вряд ли достигнут в ближайшие 10 лет значительных размеров. Что касается 2025 г. и более отдаленной перспективы, то здесь может быть более положительная динамика, особенно если оправдаются мнения экспертов о существенном потеплении и изменении ледовой обстановки в Арктике. По мере потепления, ледяной покров в Арктике будет становиться все меньше и тоньше. Навигация улучшится не только на морских трассах, но и в прибрежной зоне, на основных реках. Усилятся возможности для развития водного транспорта, торговли и туризма. Северный морской путь может стать одним из основных грузовых маршрутов на земном шаре, а уменьшение ледяного покрова будет благоприятствовать развитию добычи нефти и газа на шельфе. Однако специалисты предупреждают и о новых рисках. Под воздействием совокупности таких факторов, как повышение уровня моря, таяние вечной мерзлоты и усиление воздействия волн в результате увеличения площади открытой воды увеличится эрозия береговых линий в Арктике. Все это создает особо опасные воздействия на всю инфраструктуру, в первую очередь портовую [6]. В целом изложенные выводы и предположения позволяют сформировать прогнозные оценки грузопотоков на СМП (табл. 6). Таблица 6 Перспективные грузопотоки на трассе СМП (тыс. т) Грузопотоки Пессимистичный сценарий Оптимистичный сценарий 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. I. Западный сектор 27800 40500 65500 32300 49800 86500 Экспорт нефти • терминал Варандей 10000 10000 12000 11000 12000 14000 • Обская губа и Енисейский залив 1000 1500 2500 2000 3000 4000 • сплатформ Приразломный и Мединской 7000 8000 10000 7000 9000 12000 • из портов Архангельск и Витино 8000 9000 10000 9000 10000 12000 Экспорт СПГ • из порта Териберка - 7000 20000 - 7000 30000 • из порта Архангельск - 3000 8000 - 5000 10000 Северный завоз 900 1000 1500 1300 1600 2000 Экспорт из Дудинки 900 1000 1500 2000 2200 2500 II. Восточный сектор (море Лаптевых, Восточно­ Сибирское море и т.п.) 550 750 11000 1050 6400 16800 Экспорт СПГ (Харасавей-АТР) - - 10000 - 5000 15000 Экспорт (другие грузы) 250 350 500 600 800 1000 Северный завоз 300 400 500 450 600 800 III. Транзит 100 200 300 200 400 600 Таким образом, стратегические перспективы по укреплению геоэкономического положения России в Арктике связаны с активизацией освоения уникальных газоконденсатных месторождений шельфа, производством СПГ (с прогрессирующим технологическим импортозамещением) и его 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz