Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
■ проект компании «Приморский газовый терминал» по строительству СПГ-завода и терминала в районе Приморска (Финский залив). Необходимо отметить, что огромная ресурсная база углеводородов Арктики не менее чем на 90% представлена именно месторождениям природного газа. Добыча нефти в Печорском море в обозримой перспективе вряд ли превысит 10 млн т в год, примерно так же оцениваются максимальные объемы перевозок нефти из Обской губы и Енисейского залива, особенно после прокладки Транссибирского нефтепровода от Ванкорской группы месторождений. Поэтому ведущие специалисты дают достаточно осторожный прогноз развития грузопотоков на трассе Северного морского пути [4]. Таблица 5 Динамика грузопотоков в Российской Арктике, тыс. т Грузопотоки 2015 г. 2020 г. 2015 г. 2020 г. варианты перевозок пессимистический оптимистический по направлениям Экспорт нефти из Белого и Баренцева морей 30500 33500 38500 42500 из порта Мурманск (без рейдовых терминалов) 5000 7000 10000 12000 из портов Архангельск и Витино 8000 9000 9000 10000 терминал Варандей 10500 10500 11500 12500 с платформы Приразломное 7000 7000 7000 7000 Северный завоз 740 890 1100 1320 с запада 420 490 655 730 с востока 320 400 445 590 Дудинка 1305 1310 2630 2635 завоз 500 500 525 525 вывоз 805 810 2105 2110 Вывоз из Арктики 935 1150 2560 7985 Карское море 650 760 1850 2200 Игарка 200 300 450 500 Тикси 40 40 115 130 Харасавей 0 0 0 5000 прочие 45 50 145 155 Внутриарктический каботаж 210 250 460 560 Транзитные перевозки 0 0 150 250 Отдельной стратегической проблемой для арктических грузопотоков является состояние ледокольного флота. В его составе (находится в федеральной собственности) шесть атомных и пять дизель-электрических ледоколов. Однако к 2020 г., то есть периоду активной фазы освоения шельфа Арктики, в строю останется только один атомоход: «50 лет Победы». Учитывая, что последний строился почти 20 лет в условиях постоянного дефицита средств, можно понять всю остроту проблемы. При этом необходимо иметь в виду, что стоимость двухосадочного ледокола может достигать 250-300 млн долл. США, а линейного ледокола-лидера - 450-500 млн долл. В настоящее время Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. предусмотрено строительство трех универсальных атомных ледоколов типа ЛА-60Я, которые будут способны работать как на морской проводке во льдах толщиной до 3 м, так и в мелководных районах устья Енисея, Обской губы, других прибрежных районах арктических морей. Они заменят ледоколы типа «Арктика» и «Таймыр» в обеспечении ледовой проводки судов [5]. Динамика последних лет показывает, что мировая экономика становится все более нестабильной, определяя соответствующую неустойчивость мировых энергетических рынков. Это в свою очередь отрицательно сказывается на реализации крайне затратных и технологически очень сложных арктических проектов. По самым скромным подсчетам комплексное освоение шельфа Российской Арктики потребует колоссальных затрат - не менее 500 млрд долл. США. Очевидно, что такими средствами страна не располагает, и активная фаза разработки месторождений и транспортировки сырья будет происходить за пределами 2020 г. 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz