Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

УДК 338.47 (985) ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МОРСКИХ КОММУНИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ В.С. Селин Институт экономических проблем им.Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация Снижение государственной поддержки и ухудшение экономической конъюнктуры 1990-х годов привело к резкому снижению морских перевозок в Российской Арктике. В настоящее время ситуация несколько стабилизировалась, но перспективы остаются достаточно неопределенными. В статье предпринята попытка рассмотреть возможности развития морских коммуникаций, в первую очередь с позиций экспортных поставок на основные мировые рынки. Ключевые слова: Арктика, экономика, морские перевозки, коммуникации, нефть, сжиженный природный газ, сценарии. Исследованиями экономических проблем Северного морского пути (СМП) специалисты нашего Института занимаются уже более десяти лет. Можно констатировать, что в целом ситуация здесь остается достаточно сложной. И все- таки основания для оптимизма имеются, поэтому в статье предпринята попытка системно рассмотреть возможности и перспективы развития морских коммуникаций в Арктике. С организационно-экономической точки зрения Северный морской путь представляет собой сложнейшую транспортно-логистическую систему, функционирование и развитие которого в обозримой перспективе связано не только и даже не столько с обслуживанием внутреннего рынка, сколько с крупномасштабными экспортными поставками углеводородов. Прогнозирование развития такой системы является многовариантной и слабоформализуемой задачей, обусловленной возрастающей неустойчивостью самих мировых рынков. Можно отметить, что российские морские коммуникации в Арктике в годы реформ понесли крайне тяжелые потери. И в советское время СМП выполнял достаточно специфические функции внутренней линии, а объем грузоперевозок по нему, при всей мощности государственной поддержки, никогда не превышал 7 млн тонн. В период с 1990 по 2000 гг. он сократился более чем в 4 раза, а в Восточном секторе СМП - в 30 раз. Определенное оживление в последующее десятилетие является неустойчивым, в том числе в связи с резким сокращением государственного программно-целевого регулирования. Тем более что, по нашим оценкам, функционирование СМП на принципах экономической эффективности с учетом ледовой обстановки (необходимости ледокольного сопровождения) возможно при объеме грузовых перевозок не менее 20 млн тонн в год. В соответствии с Морской доктриной Российской Федерации на период до 2020 г. [1] СМП призван обеспечивать решение любых задач, связанных с транспортным обслуживанием районов северного побережья страны: • максимальное удовлетворение потребностей населения северных территорий в перевозках; • создание социальных и культурных условий жизни народов Севера; • вовлечение в народно-хозяйственный оборот страны природных ресурсов месторождений, расположенных в прибрежной и шельфовой зонах Баренцева, Печорского и Карского морей; • вывоз углеводородного сырья на экспорт; • развитие внутриарктических каботажных сообщений; • осуществление международных транзитных перевозок; • укрепление экономической безопасности и обороноспособности. Однако стратегический рост объемов перевозок возможен только на основе крупномасштабного экспорта углеводородов, включая сжиженный природный газ (СПГ). Здесь возникает сразу несколько проблем. Во-первых, хотя Азиатско-Тихоокеанский рынок (АТР) энергоресурсов является и самым большим по объемам потребления, и самым быстрорастущим, конкуренция здесь очень высока. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz