Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
связи с кризисом). Это связано с преобладанием в области отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, а также с выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений и возможностью круглогодичной навигации с прямым выходом на международные морские торговые пути. Краткая характеристика транспортного комплекса области представлена в таблице. Таблица Характеристика транспортного комплекса Мурманской области Виды транспорта Транспортная инфраструктура Автомобильный транспорт - протяженность автодорог 2568 км, из них федеральных - 527 км - 3 постоянно действующих международных автомобильных пропускных пункта (МАПП): Лотта и Сала (Финляндия), Борисоглебский (Норвегия) - потенциально-высокая пропускная способность МАПП. Железнодорожный транспорт - общая протяженность ж/д сети - 1047.6 км - 355.3 км (примерно 41%) магистральное электрифицированное направление, имеющее меридиональную ориентацию - 50 ж\д станций и вокзалов - оптико-волоконная линия связи с переходом на цифровые системы - связь с основными магистралями России Авиационный транспорт - 2 аэропорта, 1 (Мурманск) открыт для выполнения международных полетов, внесен в реестр федеральных аэродромов - 8 аэродромов местных воздушных линий Морской транспорт - 4 порта (2 торговых, 1 рыбный, 1 специализированный) - атомный флот, обеспечивающий круглогодичную навигацию в Арктике - 1 комплекс рейдовой перегрузки нефти - 2 береговых терминала по перегрузке нефтеналивных грузов - 1 арктический подводный перегрузочный терминал (дюкер) для отгрузки нефти на морские танкеры усиленного ледового класса - начальный пункт транзита по СМП - незамерзающий и неограниченный проливами Кольский залив обеспечивает круглогодичное передвижение судов Это показывает, что Мурманская область обладает всеми необходимыми предпосылками для создания современной транспортно-логистической модели: • благоприятное экономико-географическое и геополитическое положение транспортного узла: круглогодично действующий морской порт, не ограниченный проливами, как, например, в Черном или Балтийском морях. • уникальность территории: незамерзающая акватория порта; • наличие разнообразной транспортной инфраструктуры; • транзитный потенциал: прямой выход в мировой океан, граница с Финляндией и Норвегией, связь с основными магистралями страны; возможность использования международных транспортных коридоров Севморпуть, Транссиб и Север - Юг; • наличие свободных земельных ресурсов: западный берег Кольского залива не ограничен жилыми и производственными застройками, являясь наиболее перспективным для развития портовых объектов [5]. Учитывая это, на территории Мурманской области планируется реализация ряда инвестиционных проектов, основными из которых являются "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла (МТУ)" и портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ). Оба проекта тесно взаимосвязаны экономически и географически. Развитие этих проектов базируется на стратегических интересах России: 1) увеличение экспортного и транзитного потенциала; 2) обеспечение национальной безопасности; 3) восстановление и развитие Арктической транспортной системы. 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz