Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
Экологические издержки являются одним из основных показателей эффективности политики согласования экономических интересов предприятия и общества в лице государственной системы управления природопользованием и охраны окружающей среды. Действующий российский государственный хозяйственный механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды сегодня требует кардинального совершенствования по основной причине: он не стимулирует экологизацию производства на инновационной основе. Экологическая модернизация производства тесно взаимосвязана с модернизацией коренных технологий, хотя может осуществляться и отдельно от нее. В ресурсных отраслях экономики взаимосвязь прослеживается через объемы изъятия природных ресурсов и потребления энергии и величиной отходов производства, размещаемых в окружающей среде. Резервы снижения экологических издержек кроются в коренной технологии получения продукта, однако, разработчики новых технологий, например, обогащения полезных ископаемых, прежде всего, стремятся добиться наибольшего извлечения полезного компонента, в лучшем случае с наименьшими затратами энергии. Остальные аспекты предлагаемых нововведений, например, использование в технологии новых экологически опасных веществ и возникновение новых видов загрязнения окружающей среды, некомплексное использование сырья, невозможность утилизации отходов производства, зачастую не учитываются. Поэтому переход на наилучшие существующие технологии (НСТ) особенно в экологически опасных производствах, как одно из направлений государственной экономической политики, может рассматриваться и в качестве приоритетного направления экологической политики. Правительство страны предполагает заимствовать наилучшие существующие технологии, например, в странах Европейского Союза, чтобы быстрее осуществить модернизацию на инновационной основе. Кроме того, зарубежные наилучшие существующие технологии соответствуют строгим экологическим требованиям Европейского Союза, т.е. их применение гарантирует экологизацию производства. Обоснование мер по стимулированию экологической модернизации ресурсных предприятий, расположенных на северных территориях, также входит в число первоочередных научных задач Отдела экономики природопользования. Важным аспектом управления региональным природопользованием является совершенствование экологического управления на микроуровне, которое предполагает включение системы экологического управления в общую систему управления предприятием и получение эффекта от гармонизации целей ведомственной системы экологического менеджмента (СЭМ), которую внедрили у себя все крупные предприятия региона, и государственного управления природоохранной деятельностью предприятия. Исследования в этом направлении проводятся на примере предприятий Кольского горнопромышленного комплекса (ОАО «Ковдорский ГОК» и ОАО «Апатит») (Г.Н. Харитонова, Т.Е. Алиева). Первый этап реформы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, который должен был завершиться принятием пакета нормативно-правовых документов, необходимых для старта реформы, нельзя признать удачным. Государственная дума приняла только два законопроекта - один в первом, а второй - во втором чтении, остальные даже не были вынесены на рассмотрение депутатов, т.к. не прошли согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах. В частности, Министерство финансов РФ резко выступило против объема средств для «зеленой амнистии» предприятий, которые незамедлительно приступят к экологической модернизации производства на инновационной основе. Следует заметить, что важнейшее понятие «экологическая эффективность» требуется более конкретно определить, тот факт, что им сегодня широко оперируют чиновники природоохранных ведомств, например, оно присутствует почти на каждой странице разрабатываемого по поручению Президента РФ документа «Основы экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года», не только не поясняет его сущности, но и дискредитирует саму задачу: как достигнуть того, что все понимают по- разному [9]. Поэтому методологическое и методическое обоснование понятия «экологическая эффективность» является одним из основных направлений исследований Отдела экономики природопользования. Нельзя не отметить многочисленные заявления первых лиц государства о том, что экологизация существующих производств и ликвидация накопленного экологического ущерба начнется в российской зоне Арктики, которую в стратегической перспективе предполагается превратить в основную базу страны по добыче углеводородного сырья [10]. Поэтому у Мурманской области как субъекта и участника государственной программы по возрождению Российской Арктики появился шанс решить проблемы накопленного экологического ущерба и экологизации производств за счет государственного бюджета. Для того чтобы природоохранные мероприятия региона были включены в федеральные целевые программы (проект подпрограммы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz