Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
на местном уровне в Северной Норвегии и Северо-Западе России - сравнительный анализ» (“The role of protected nature in sustainable local development in Northwest Russia and Northern Norway - a comparative analysis”) (В.А. Маслобоев, Л.Г. Исаева, В.Н. Петров, В.В. Дидык, Г.Н. Харитонова, Л.В. Иванова, 2008 2011 гг.) и др. Образование Института экономических исследований КНЦ РАН в 1986 году пришлось на годы так называемой «перестройки», сущность которой заключалась в попытках дополнить плановую систему хозяйства рыночными методами для повышения ее эффективности. Нововведения коснулись и сферы управления природопользованием и охраной окружающей среды. С 1989 г. в стране начался эксперимент по введению платного природопользования с целью обоснования величины ставок платы, который позволил ввести плату за пользование природными ресурсами и за размещение отходов производства и потребления повсеместно с 1994 г. Новый экономический механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды стал одним из основных направлений исследований в Отделе экономики природопользования, который был организован в 1993 году (рук. Н.Г. Пешев, с 1997 г. - Ф.Д. Ларичкин) [4 6]. Особую актуальность проблема эффективности экономического механизма природопользования получила с началом трансформации экономики на рыночный способ хозяйствования, которая, как известно, вызвала крупнейший в мировой истории социально-экономический и финансовый кризис. Государство полностью самоустранилось от финансирования природоохранного строительства и мероприятий по охране окружающей среды, возложив природоохранные затраты на предприятия-загрязнители окружающей среды, которые также находились в тяжелом финансовом положении, не имея даже достаточных оборотных фондов. Совместно с 7 областными природоохранными органами управления коллективом специалистов Отдела экономики природопользования было выполнено обоснование величины региональных ставок платы за пользование минерально-сырьевыми, лесными, земельными, водными и рекреационными ресурсами, которые, однако, не были внедрены в практику, т.к. федеральный регулятор взял функцию по определению величины ставок платежей на себя (Н.Г. Пешев, Г.Н. Харитонова, Т.М. Мамонтова). В начале 1990-х гг. на фоне демократических преобразований в России происходило формирование интеграционного образования Баренцев/Евро-Арктический регион, в связи с чем особое значение приобрела проблема трансграничного загрязнения. Поэтому в Отделе экономики природопользования был выполнен расчет экономического ущерба, наносимого окружающей среде деятельностью ГМК «Печенганикель», который был использован при подготовке аналитического доклада по оценке динамике и особенностей хозяйственного развития в северных районах Норвегии, Швеции, Финляндии, СССР (Кольского п-ова) (Н.Г. Пешев, Г.Н. Харитонова, Т.А. Гусева, Т.Н. Малькова, Т.М. Мамонтова) В период 1998-2001 гг. научный коллектив Отдела был значительно усилен путем кооперации в исследованиях по теме: «Экономика природопользования Севера: преобразование и функционирование на рыночных принципах» с ведущим специалистом в области экономики природопользования Санкт- Петербургского инженерно-экономического университета И.А. Садчиковым и д.э.н. Н.П. Лукьянченко, который является одним из авторитетных ученых, внесших значительный вклад в разработку концепции устойчивого развития и пропаганде ее положений в России. Концепция устойчивого развития получила «путевку в жизнь» на второй Конференции ООН по охране окружающей среды в Рио-де-Жанейро (1992 г.). Несмотря на то, что для Концепции устойчивого развития присущи неразрешенные до сих пор методологические вопросы и ряд противоречий, она была провозглашена как новый выход из глобального экологического кризиса. Россия не только одобрила концепцию устойчивого развития, но и разработала Национальный план действий по ее реализации. Все программные государственные документы по экологической политике базируются на основных положениях Концепции устойчивого развития. В связи с этим актуальность приобрели исследования региональных аспектов устойчивого развития, не требуется пояснений, что особое значение они имели для районов Арктики и Субарктики, где интенсивное природопользование наблюдается уже более восьмидесяти лет в беспрецедентных масштабах и оказывает непосредственное влияние на экосистему Мирового океана, т.е. вносит негативный вклад в глобальные экологические проблемы. В первые годы становления рыночной системы хозяйства в Мурманской области начинает формироваться туризм как новый сектор региональной экономики. Основой для его развития в северном регионе служат рекреационные природные ресурсы и территории. Исследования проблем экономики регионального туризма становятся востребованными практикой регионального управления. По данной проблематике были выполнены следующие исследования: «Концепция развития туристической сферы экономики на европейском севере России (рук. А.М. Васильев, Г.Н. Харитонова, исп. Э.Б. Грушенко)», «Развитие и повышение эффективности использования туристического потенциала ни уникальных историко-культурных и природно-ландшафтных территориях европейского Севера» (рук. А.М. Васильев, 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz