Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.

качества изготавливаемой продукции, нормативов продолжительности производственного цикла и трудоемкости изготовляемой продукции (выполняемых услуг) и т.д. [7]. Производственная мощность предприятия в целом определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. по мощности ведущих производств [8]. На рассматриваемый показатель также оказывают влияние два вида факторов, сгруппированных по степени возможности отдельного предприятия оказывать на них влияние с целью достижения задач стратегического планирования и управления производственной деятельностью (табл. 1). Таблица 1 Факторы, оказывающие влияние на загруженность производственных мощностей Внутренние факторы Внешние факторы Технические Количественный состав основных фондов и их структура, качественный состав основных фондов, степень механизации и автоматизации технологических процессов, качество исходного сырья Местонахождение производственных мощностей (для предприятий горно-перерабатывающего комплекса), уровень достижений науки и техники, качество проведения НИР, тенденции развития машиностроения и состояние машиностроительного комплекса Организационные Уровень организации производства, труда и управления, организация сбыта Степень специализации, концентрации, вертикальной интеграции, кооперирования производства Экономические Ценовая политика, номенклатура производимой продукции, Формы оплаты труда и стимулирования работников Конъюнктура рынка производимой продукции, уровень мировых цен, возможность (потенциал) расширения номенклатуры Социальные Квалификационный уровень работников, их профессионализм, кадровая политика Уровень профессиональной подготовки в учебных заведениях, ситуация на рынке труда Планирование производственных мощностей очень важно в достижении долгосрочного успеха организации. Серьезным стратегическим вопросом, стоящим перед любым промышленным предприятием, является выбор времени и размера расширения мощностей. В данном вопросе целесообразно принимать во внимание совокупность всех выше указанных факторов, которые могут оказывать влияние. Если такие факторы, как количественный и качественный состав основных фондов, уровень организации производства, методы стимулирования сотрудников, зависят, прежде всего, от принятой управленческой стратегии и качества оперативного руководства каждым отдельным предприятием и являются внутренними факторами, то такие показатели, как спрос и предложение на производимую продукцию, и сложившийся в связи с этим уровень рыночных цен, общее состояние развития экономики страны (экономический рост или рецессия) не поддаются контролю предприятия и являются внешними. Указанные факторы и степень их влияния представляется возможным лишь спрогнозировать, отследить тенденции и принять во внимание при осуществлении стратегического планирования каждым конкретным предприятием. Из группы экономических показателей цена, сложившаяся на мировом рынке, и курс национальной валюты могут оказывать значительное влияние на деятельность экспортно ориентированных предприятий. Так, высокая цена на производимую продукцию в совокупности с имеющимся спросом на мировом рынке создает дополнительные стимулы для наращивания объемов производства. В то же время снижение курса национальной валюты способствует увеличению доходов предприятия, которое, продавая продукцию на внешнем рынке, получает выручку в иностранной валюте, а понесенные издержки оплачивает в национальной. Так как Российская Федерация уже имеет опыт значительной девальвации национальной валюты, представляется целесообразным изучить динамику данных колебаний и их влияние на показатели загруженности производственных мощностей экспортно ориентированных предприятий Мурманской области, в частности ОАО «Апатит», входящего в холдинг «ФосАгро». 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz