Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №4.
местонахождения судна, электронные навигационные карты. Реконструируются и создаются перегрузочные терминалы, проектируются и строятся танкеры и сухогрузные суда ледового плана и ледоколы. Основными пользователями СМП в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха-Якутия, Чукотка [6]. Мурманский морской порт определен ключевым элементом всей транспортной системы Севера России в целом и Северо-Запада в частности. В соответствии с генеральным планом развития Мурманского транспортного узла, грузооборот порта к 2015-2020 гг. сможет превысить 100 млн тонн. ЦНИИМФ по заданию администрации Мурманской области обосновал целесообразность создания свободной экономической зоны Мурманского порта. Развитие СМП как международного Евроазиатского транспортного коридора должно осуществляться на национальном и международном уровне по следующим основным направлениям. На национальном уровне: • выполнение программных мероприятий по закреплению статуса СМП как самостоятельного Евроазиатского транспортного коридора, связующего государства Европейского союза и Азиатско- Тихоокеанского региона с учетом того, что российская Арктика в долгосрочной перспективе является мощной минерально-сырьевой базой не только для России, но и для планеты в целом; • обеспечение на СМП стандартов безопасности мореплавания и сохранения окружающей среды, соответствующих международному уровню; • разработка, в целях повышения конкурентоспособности СМП, новой системы тарифов на оплату услуг при общем снижении уровня тарифов на перевозки по СМП транзитных и экспортно импортных грузов. • доступ информации для заинтересованных зарубежных грузо- и судовладельцев о проводимых в России мероприятиях по развитию транспортного коридора «СМП» с целью предоставления полного перечня транспортных услуг для международного судоходства. На международном уровне: • продолжение научного сотрудничества различных стран в международных исследовательских программах и проектах, касающихся создания транзитных транспортно технологических систем для СМП с использованием перспективных судов ледового плавания. • развитие международного сотрудничества в решении экономических и правовых проблем транспортного коридора «СМП» в рамках Арктического совета, а также Совета Баренцева Евро- Арктического региона и его рабочей группы по СМП, Арктической инициативы, Стратегии защиты окружающей среды, Северного измерения и Северного форума; • продолжение проведения в России регулярных (через каждые два года) Международных Евроазиатских конференций по транспорту в целях, в частности, закрепления статуса СМП как самостоятельного Евроазиатского международного транспортного коридора и включения его в единую международную сеть транспортных коридоров. Выполнение указанных выше мероприятий на национальном и международном уровнях будет способствовать развитию СМП как международного Евро-Арктического транспортного коридора. Пока же Северный морской путь как международная транзитная магистраль остается резервом международной транспортной системы. Резервом, который таит в себе огромный потенциал международного сотрудничества и развития российского Заполярья. ЛИТЕРАТУРА 1. Истомин А.В. Роль Северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий / Север промышленный. 2007. № 6-7. 2. Рукша В.В. Обсудили сотрудничество в Арктике. Режим доступа: http://v- ruksha.livejournal.com/27417 3. Перспектива развития газо- и нефтедобычи в Арктическом регионе. Режим доступа: www.arctictoday.ru 4. Ножин Е. Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном. Режим доступа: http://www.rau.su/observer 5. Филиппов В.В., Жуков М.А. Проблемы экономического развития арктической зоны Российской Федерации // НЭП - XXI век. Наука Экономика Промышленность. 2006. № 2. С. 19 22. 6. Евпланов А. Севморпуть станет платным // «Российская Бизнес-газета». 2009. № 692. Сведения об авторе Николаева Анна Борисовна - к.э.н., доцент, старший научный сотрудник отдела Экономической политики и хозяйственной деятельности в Арктике и районах Крайнего Севера; e-mail: nikolaeva@iep.kolasc.net.ru 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz