Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №3.
Фазы развития Доход Развитие предприятия представляет собой последовательность фаз, в пределах которых происходит рост (количественное изменение параметров), а при переходе в следующую фазу происходят структурные изменения. Структурными изменениями являются: введение многоуровневой структуры управления; формирование новых структур (стратегическое планирование, логистика и т.д.); децентрализация управления; организация территориально распределенного производства. Модель реализована средствами системы имитационного моделирования AnyLogic и представляет собой композицию типовых конструкций, обеспечивающую имитацию основных процессов развития предприятия: производство продукции; потребление ресурсов; финансовые потоки; управление [5]. Упрощенно модель состоит из следующих основных блоков: • доход (представлен балансом наличности, доходами и расходами); • персонал (представлен персоналом, процессами найма, распределения и увольнения); • производство (представлено производством, ценой изделия и процессом продаж); • менеджмент (представлен управлением персоналом); • рынок (представлен оценкой попадания в нужный сегмент рынка). Перечисленные блоки взаимозависимы: например, чем больше доход предприятия, тем больше средств можно вложить в разработку продукции, и соответственно, чем больше продуктов производится, тем быстрее пополняется доход предприятия. Менеджмент по-разному влияет на производство и на персонал, так как не вовремя введенная должность управленца может вызвать спад производства и увольнение персонала. А если она введена в нужный момент - это даст новый всплеск роста. Технология поддержки принятия решений по управлению развитием инновационного предприятия На имитационной модели, задавая внешние условия и значения параметров предприятия, а также управляющие параметры, определяем пределы роста предприятия в каждой фазе его развития. Внешние условия (характеристики рынка, географическое положение) определяют в модели длительность и размер каждой фазы роста предприятия до наступления кризиса. Внутренние условия (средняя заработная плата, показатель попадания в нужный сегмент рынка, затраты на 1 изделие) определяют на модели траекторию развития предприятия внутри каждой фазы. Многократная имитация процесса развития в каждой фазе позволяет определить область принятия эффективного решения. Данная область находится между периодами роста и деградации предприятия. Задавая внутренние условия, мы получаем различные варианты развития предприятия в первой фазе. По результатам имитации определяется завершение первой фазы развития предприятия (рис. 2). 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz