Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №3.

России по Мурманской области, один документ прошел экспертизу Северо-Западного регионального центра МЧС России. Разработаны паспорта безопасности двух образовательных учреждений региона. На рис. 6 представлен пример отображения результатов паспортизации - графиков зависимости частоты реализации сценария развития аварии от количества пострадавших, а также от ущерба (так называемые F/N- и F/G-диаграммы или диаграммы социального риска). 0,00009 0,00008 0,00007 0,00006 - 0,00005 0,00004 - 0,00003 - 0,00002 0,00001 0 ------ТТТТТТТТТТттп- I II I II II I Количество погибших и травмированных, чел. к 0,00006 0,00001 0 Средние ориентировочные затраты, руб. Рис. 6. Диаграммы социального риска (фрагмент паспортизации безопасности) 6. Разработка планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Разработка планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛРН) затрагивает многочисленные предприятия и организации, на которых в тех или иных формах и объемах осуществляются операции с нефтепродуктами. В ПЛРН должны быть рассмотрены не только разливы нефтепродуктов, но и такие возможные последствия, как взрывы и пожары. Документ должен пройти экспертизу МЧС России, а также процедуру согласования и утверждения на различных уровнях (в зависимости от категории максимальной ЧС). Методическое обеспечение разработки ПЛРН следует признать неудовлетворительным: нет ни одного утвержденного методического документа федерального уровня. Всё это делает разработку ПЛРН сложной научной, технической и организационной задачей. С учетом специфики предметной области в Институте была отработана информационная технология поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации последствий техногенных аварий на объектах нефтепереработки. Особенностями технологии являются автоматизированный синтез сценариев аварий на типовых объектах (рис. 7), а также оценка риска аварий с учетом природно-климатических особенностей территорий. Рис. 7. Формирование сценариев развития возможных аварий 0,00009 0,00008 й- 0,00007 2 0,00005 о 0,00004 3- 0,00003 0,00002 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz