Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №3.

В связи с этим был создан экспресс-метод определения последствий аварий на ГТС. В ходе обоснования метода получены следующие результаты: построена информационная модель расчета; уточнены определения основных понятий; сформулированы возможные упрощающие расчет предположения и допущения, позволяющие корректно ограничить работу; разработан алгоритм определения вероятного вреда; обоснована целесообразность использования геоинформационных технологий. Эффективность метода подтверждена в ходе расчета вероятного вреда для следующих комплексов ОАО "Апатит": ГТС АНОФ-2 с хвостохранилищем в губе Белой оз. Имандра, ГТС АНОФ-3 с хвостохранилищем на р. Жемчужной, ГТС Восточного рудника с отстойниками Коашвинского и Ньоркпахкского карьеров. Для указанных сооружений определены натуральные и стоимостные показатели возможного ущерба (социального, материального, экологического) при авариях, выявлены сценарии наиболее тяжелых и наиболее вероятных аварий. Расчеты согласованы с ОАО "Апатит", администрациями городов Кировск и Апатиты, Главным управлением МЧС России по Мурманской области, администрацией Мурманской области, утверждены Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Мурманской области, Управлением по надзору в электроэнергетике Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Пример расчета и отображения последствий возможных аварий с использованием геоинформационных технологий приведен на рисунке 2. Рис. 2. Зоны возможного затопления при авариях на ГТС (пример) 3. Автоматизация управления промышленно-экологической безопасностью Внедрение информационных технологий признается необходимым условием повышения уровня промышленной безопасности, но осуществляется оно относительно медленными темпами, особенно на объектовом уровне. Это объясняется, во-первых, сложностью и (как следствие) слабой формализованностью предметной области, во-вторых, спецификой и новизной промышленной безопасности как объекта управления. К числу субъективных причин, сдерживающих информатизацию, можно отнести ограниченность финансовых ресурсов предприятий и неразвитость сети автоматизированного мониторинга опасностей. Отметим междисциплинарный характер предметной области, обилие нормативных и законодательных актов, многообразие опасных объектов и процессов, отсутствие апробированных методик расчета опасностей и рисков, несвоевременность и недостоверность информации об обстановке. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz