Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №1.

партнерами Английскую торговую компанию (позднее ее стали называть Московский или Русской) с целью «открытия стран, земель, островов, государств и владений, неведомых и доселе морским путем не посещаемых». Созданная С. Каботом компания направила 10 мая 1553 г. флотилию из трех кораблей под руководством Х. Уиллоби для поиска северного пути в Индию [9]. Экспедиция Х. Уиллоби не смогла пробиться на восток сквозь льды у южной оконечности Новой Земли и два из трех кораблей зазимовали на северном побережье Кольского п-ова в устье р. Варзины. Следующей весной поморы из Колы обнаружили, что все члены экипажей умерли во время зимовки. Третий корабль экспедиции «Эдуард - Благое предприятие», отделившийся от флотилии во время жестокого шторма у северных берегов Скандинавии, достиг Холмогор в устье Северной Двины. Его капитан, штурман флотилии Р. Ченслор был представлен русскому царю Ивану Грозному и получил грамоту на беспошлинную торговлю англичан с Россией. В дальнейшем С. Кабот и др. организуют следующие морские экспедиции для поиска северного пути в Индию и Китай. Пути этих экспедиций в XVI в. представлены на рис. 2. Однако все они не смогли пройти дальше южной оконечности Новой Земли. Вне сомнения, капитанам кораблей вменялось в обязанность проводить измерения магнитного склонения по пути следования. Тем не менее только от второй экспедиции (1555-1556 гг.), руководимой Стифеном Бэрроу (Burrogh), сохранились данные об измерении магнитного склонения на Кольской земле и в регионе Баренцева и Белого морей. Это были первые измерения элемента магнитного поля Земли на русской территории, и поэтому представляет интерес более подробный рассказоб этой экспедиции. После возвращения Р. Ченслора из России английские купцы в 1555 г. снарядили вторую экспедицию. Собственно, экспедиций было две: Ченслор на своем огромном по тем временам корабле «Эдуард - Благое предприятие» повез купцов с товарами в Холмогоры, чтобы без промедления начать торговлю с русскими, а задача проникновения на восток в поисках пути в Китай была возложена на Стифена Бэрроу, который два года назад был в команде «Эдуарда» в качестве штурмана и также уже побывал в Холмогорах. После пышных проводов, которые морякам устроил сам Себастьян Кабот, небольшое судно «Серчерифт - ищи наживу» (Cearchthrift) под командованием Бэрроу вышло в открытое море [6]. На этот раз командору была поставлена более скромная задача, чем экспедиции Уиллоби: дойти до устья реки Оби. В то время в Европе ошибочно считалось, что истоки Оби находятся в оз. Катай (Китай), которое расположено недалеко от китайской столицы - Пекина. Это означало, что, подымаясь вверх по Оби, можно достичь вожделенного восточного государства. В конце мая 1555 г. английские суда прошли северную оконечность Скандинавского п-ова - мыс Нордкап, «как я его назвал во время первого путешествия» - пишет С. Бэрроу [6]. Затем их пути разошлись. «Ищи наживу» продолжил путь на восток, а «Эдуард» пошел на юго-восток и юг в Студеное (Белое) море. В районе устья р. Колы С. Бэрроу впервые встретил русскую двадцативесельную ладью под парусом с 24 поморами. Из-за штормового северного ветра «Ищи наживу» простоял в заливе Колы более 10 дней. За это время англичане ежедневно видели множество русских ладей с экипажами от 24 до 30 чел., которые также пережидали непогоду, готовясь выйти в открытое море. Как объяснил один из русских кормчих Гавриил, все они плывут на Печору на ловлю семги и моржей. «Знаками он объяснил мне, что при попутном ветре нам было всего 7-8 дней до реки Печоры, и я был очень доволен обществом русских. Этот Гавриил обещал предупреждать меня о мелях, и он это действительно исполнил» - вспоминает Бэрроу. Фактически Гавриил, как и л /лС Путь Ченслера штх*тхш*х Путь УиллоуВи (без Ченслера) м •'»_ .* Путь Стиф.Бэрроу ПутьСоутэма и Спар.ка ^ Путь Пэта и Джэкмана Рис. 2. Карта с путешествиями английских мореплавателей в регионе Баренцева и Белого морей 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz