Вестник Кольского научного центра РАН. 2011, №1.

четверти всего количества пользователей Рунета пользуются сервисами «ВКонтакте.РУ» и «Одноклассники.РУ». Обеспечиваемое Интернет-технологиями расширение числа контактов между людьми, возрастание их активности, появление возможности общаться собеседникам, находящимся в разных регионах, странах и континентах следует считать положительным эффектом современной информатизации. Такое расширение коммуникативных возможностей в особенности актуально для удаленных от центра регионов с низкой плотностью населения. Однако, с другой стороны, социальные сети как нельзя более ярко отражают парадоксы информационного общества: технически это общество объединяет людей, а психологически все больше трансформируется в общество тотального одиночества. Прогрессирующая опосредованность контактов и взаимодействий между людьми приводит к вытеснению реального общения суррогатным, виртуальным [7]. Большинству родителей сегодняшних и недавних подростков (а кому-то - и на собственном опыте) известно насколько сильной и пагубной может быть зависимость человека от компьютерных игр. Однако, по результатам исследований российских ученых, психологическая зависимость (сродни наркотической) от социальных сетей «Одноклассники.РУ» и «В конакте.РУ» даже больше, чем от компьютерных игр! Минимальное время, которое проводит пользователь социальной сети в «он­ лайн» составляет 3 часа в сутки. Как отмечалось ранее, информатизация существенно видоизменила способы информационного обеспечения практически всех сфер деятельности человека. Одним из наиболее ярких проявлений «всепроникновения» информационных технологий является распространение систем электронной торговли. В сегодняшних Интернет-магазинах, не вставая с места и располагая телефоном, компьютером и банковской картой, можно купить что угодно - начиная от наручных часов и заканчивая автомобилем. О масштабах распространения электронной торговли говорит уровень оборота популярных торговых площадок в Интернете. По подсчетам известного топ-менеджера Ника Трейна, если бы торговым оборотам eBay3 соответствовала экономическая активность некоего условного государства, то эта «страна» оказалась бы в мировой табели о рангах на 59 месте, чуть- чуть недотянув до уровня Кувейта. При этом, как несложно догадаться, правительства большинства стран мира многое бы дали за то, чтобы их экономики росли скоростью, хотя бы в десять раз меньшей, чем темпы роста бизнеса eBay. С одной стороны, электронные магазины и рынки увеличивают степень доступности товаров и услуг для потребителя, что особенно важно для таких удаленных от наших столиц регионов, к каким относится Мурманская область. Это есть положительный эффект. С другой стороны, средства электронной коммерции резко увеличивают уровень конкуренции, и небольшие региональные фирмы, доставляющие товары в регион и перепродающие их на месте с некоторой маржей, такой конкуренции не выдерживают: Интернет-магазины, как правило, способны продавать тот же товар по гораздо более низкой цене. Еще одной областью, где современные информационные технологии заметно потеснили традиционные средства, является издание и распространение книг и другой печатной продукции. Если технологии электронного документооборота не слишком распространились в России (вероятно, вследствие крепких бюрократических традиций), то использование печатной продукции (книг, периодических изданий) в электронном виде стало обыденностью. Об этом, в частности, косвенно свидетельствует статистика книгоиздания и использования библиотек (по Мурманской области) с одной стороны, и возросший уровень предложения в магазинах электроники различных электронных устройств для чтения текстов - с другой. Так, численность зарегистрированных пользователей библиотек в Мурманской области сократилось в период с 2004 по 2007 гг. с 502.3 до 484.7 тыс. человек, а объемы тиражей печатной продукции за тот же период сократились почти в два с половиной раза. Говоря об эффектах информатизации региона, нельзя не отметить ее естественное влияние на сферу образовательных услуг. Само по себе образование - есть процесс передачи знаний, который неразрывно связан с накоплением, хранением, обработкой и передачей информации, составляющими суть информационных технологий. Наиболее ярким эффектом возросшего уровня информатизации в образовательной среде является активное развитие средств и технологий дистанционного обучения. Сама идея 3Одна из наиболее популярных зарубежных виртуальных торговых площадок. 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz