Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.
влияющих на физическое и психоэмоциональное развитие, формирование личности учащегося в целом. Занятия по данной программе способствуют развитию нравственно-волевых качеств личности, формированию чувства ответственности, умению заботится о подопечных и работать в команде. В программу включены занятия по основам экологических знаний, краеведению, этологии, основам коневодства, музыке, изобразительному искусству и фитнесу. При этом программа разработана таким образом, что может быть без затруднений трансформирована в программы иппо- и экотерапии для лиц, страдающих психическими заболеваниями. Для здоровых детей дошкольного возраста в 2009 г. была разработана программа «В царстве растений», состоящая из 7 занятий на базе коллекций живых растений ПАБСИ. Целью программы является развитие познавательного интереса у детей к изучению растений нашей планеты. Для этого решаются задачи изучения многообразия растений, ознакомления с особенностями культивирования экзотических растений, формирования навыков ухода за растениями (рис. 1). Рис. 1. Воспитанники детского сада с экологическим уклоном «Ивушка» на занятиях по программе «В царстве растений» в ПАБСИ Кроме программы «В царстве растений», в 2009 г. в ПАБСИ были разработаны две программы реабилитации для больных с нарушением умственной и физической деятельности с использованием коллекционных фондов и других экспозиций ПАБСИ, использующих отдельные элементы или модули вышеуказанных учебных программ. Программа «Гарденотерапия для детей и подростков» рассчитана на длительный период (от 3 до 6 месяцев) и состоит из 3 этапов. Цель программы - повысить наблюдательность, развить творческую активность, воображение, фантазию, привить навыки коллективной работы и взаимодействия со сверстниками, снизить выраженность неврологического дефекта путем тренировки физических и психических функций. На I этапе программы дети знакомятся с семенами различных видов растений (узнают разнообразие семян по форме, величине, цвету, скорости прорастания и т.д.), что позволяет развить наблюдательность, моторику посредством тактильных ощущений, навыки планирования предстоящей деятельности и расширить знания об окружающем мире. Этап II этап направлен на ознакомление с разнообразием растительного мира. Работа с растениями приучает детей бережному отношению к растениям, развивает наблюдательность, повышает чувство ответственности, внимание, организованность. III этап - закрепление изученного материала - связан с зарисовкой растений, монтировкой гербария, сбором семян, изготовлением поделок из растений; дети знакомятся с легендами о выращенных растениях и сами сочиняют рассказы о цветах. Программа прошла апробацию и согласование в ГОУСОСЗН «Апатитский Социальный приют для детей и подростков» в 2008 г. Программа «Экотерапия» рассчитана на 10 дней летнего времени и состоит из 3 этапов. Целью программы является снижение выраженности неврологических дефектов путем тренировки физических и психических функций. I (вводный) этап - пассивной экотерапии - направлен на ознакомление с предметами обучения и психологической подготовки восприятия. II этап активной экотерапии направлен на активное участие в процессе ухода за растениями и животными. Он 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz