Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.
предпочтений человека построить в явном виде индивидуальные и коллективные функции выбора, в контексте настоящей работы интерпретируемые как функции (эстетических) предпочтений. Функция выбора вариантов y(t) является однозначной функцией коэффициента формы t объекта предъявления и одновременно играет роль структуры искомого механизма формирования предпочтений: МЯ ={W(t ),я ) , (1) где правило выбора я : х е C ( X ) О —I О е X ){w (t (z)) > w (t (х))) . Содержательно правило выбора п из (1) означает следующее: объект х из множества X с коэффициентом формы равным t(x) попадает в выбор C(X) (т.е. признается эстетически наиболее привлекательным), если значение функции предпочтений на его коэффициенте формы оказывается не меньшим чем ее значения на коэффициентах формы остальных объектов из X. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций на изменение формы двумерных объектов проводились в трех группах респондентов, которыми являлись пациенты ГУЗ “Мурманская областная психиатрическая больница”. Названные три группы респондентов далее фигурируют под условными наименованиями D-05, D-07 и D-10. По численному составу они характеризуются так: в группе D-05 было 14, в группе D-07 - 7, а в группе D-10 - 15 респондентов. Объектами предъявлений являлись цветные карточки с изображенными на них геометрическими фигурами: треугольниками, прямоугольниками и овалами. Форма каждой из фигур характеризовалась коэффициентом формы, численно равным значению пропорции фигуры (т.е. отношению ее большего размера к меньшему). Пропорции, использованные для тестовых фигур, определялись первыми шестью членами ряда Фибоначчи, что позволило более-менее симметрично распределить их типоразмеры по отношению к золотому сечению. Результаты предварительного анализа проведенных опросов представлены на рис. 1-3. На всех графиках по оси абсцисс отложены отклонения коэффициента формы фигур от золотого сечения, а по оси ординат - ненормированная количественная оценка эмоциональной реакции респондентов по соответствующей ранговой шкале, выбранная таким образом, чтобы для каждой из рассматриваемых функций предпочтений реакция на адаптационный уровень формы была нейтральной. Функция ПРЕДПОЧТЕНИЙ по D-05 x(11)=-0,62; x(32)=-0,12; x(85)=-0,02; x(53)=0,05; x(21)=0,38 Коэффициент формы: t = X+1,62 14 Ф евраля 2010 г. |- O - D-05 (1,0; 4,38; -0,18)] Рис. 1. Функция эстетических предпочтений по группе D-05 Из графика, представленного на рис. 1, следует, что уровень адаптации (социальная норма) группы респондентов D-05 смещен на величину At = -0.08 от золотого сечения. При этом обобщенная эмоциональная реакция возрастает при отклонениях коэффициента формы в обе стороны от адаптационного уровня, но это возрастание более выражено при стремлении к форме квадрата (левая ветвь функции предпочтений преобладает). Если коэффициент формы превысит значение t = 0.54+1.62=2.16, то эмоциональная реакция становится отрицательной. В психологии подобные ситуации обычно принято описывать суждениями следующего типа: «широкое и низкое пространство создает ощущение скованности, вызывая у человека тревогу». Здесь уместно будет 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz