Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

камбала, зубатка, сайда, креветка северная и т.д. Однако компании прибрежного рыболовства не используют возможности добычи неквотируемых объектов, довольствуясь, в основном, треской и пикшей. В связи с этим целесообразно разработать экономический механизм развития промысла неквотируемых рыб и морепродуктов. Например, увязать увеличение квот трески, пикши и краба с добычей неквотируемых гидробионтов. Общее количество малых и маломерных судов, которые можно отнести на Северном бассейне к прибрежному рыболовству, в настоящее время составляет около 150 ед. Основными типами судов является малые рыболовные траулеры типа «Балтика» (~ 45 ед.), малые сейнеры разных типов и различные катера. Основные орудия лова - трал и ручные яруса. Возраст 80% судов свидетельствуют о необходимости их замены. В настоящее время имеется значительное количество современных проектов малых судов, которые могут быть построены на российских верфях (табл. 2). Таблица 2 Таблица наиболее востребованных судов прибрежного лова, с целью их приобретения на перспективу Название Проект Место постройки Малый рыболовный траулер морозильный (МРТМ) 21060 КБ «Восток», ФГУП ЦНИИ «Технологии судостроения» Малый рыболовный ярусник На базе проекта 21060 КБ «Восток» ФГУП ЦНИИ «Технологии судостроения» Малый кормовой рыболовный траулер морозильный (МКРТМ) 12961, типа Лаукува ССЗ «Авангард», г. Петрозаводск Малый рыболовный траулер рефрижераторный 1328, типа «Балтика» АООТ «Сосновский ССЗ», Кировская обл., г. Сосновка; Сретенский ССЗ, Читинская обл., п. Кокуй Добывающее судно рефрижераторное (ДС- 150) 13035 Амурский СЗ, ЗАО «Балтгазстройкомплект», Калининградская обл., г. Советск Малое рыболовное судно (МРС) 13311 ЦКБ «Шхуна», Украина, ОАО «Вымпел», г. Ярославль Рыбопромысловый бот (МРБ) 333, типа «Ладога» МПКБ г. Санкт-Петербург, ОАО «Новоладожский судоремонтный завод» Рыболовный сейнер (РС 03) Проект СРЗ «Нерпа» Мурманская обл., г. Снежногорск Средний сейнер (СЧС-225) 1330 типа «Керчанин» Малый траловый бот 70001 типа «Пирита» Завод промыслового судостроения, г. Советск Стальной бот (СТБ) 390А типа «Смена» Волго-каспийский СРЗ, г. Астрахань Малое добывающее судно (МДС) 1338К Завод им. Окт. Революции, г. Благовещенск Малый траловый бот 82185 «Аякс» ЗАО «Минибот», г. Ярославль Малый траловый бот БП-18 ОАО «Вымпел», г. Ярославль Строительство новых судов для прибрежного лова на Мурмане целесообразно ориентировать на пассивные виды лова: ярусный, сетной, удебный, неводной, снюреводный, ловушечный и водолазный. Драговое вооружение необходимо для добычи гребешка и водорослей, пелагические тралы - для мойвы. Суда целесообразно адаптировать под несколько орудий лова. В Северном рыбопромышленном бассейне почти прекратилось производство консервов и пресервов. В 2009 г. их было выпущено 15 тыс. 444 тубы, что по сравнению, например, с 1980 г. составляет всего 8.1%. Причиной этого является высокая стоимость мороженого сырья. Решить проблему можно путем приобретения и включения в состав прибрежного флота ~ 5-10 небольших сейнер-траулеров с RSW-танками. О выгодности этого мероприятия свидетельствуют поставки норвежскими судами мойвы, сельди, сайды и пикши на Мурманский рыбокомбинат. Сейнер- траулерам с RSW - танками, включенными в состав прибрежного флота для добычи пелагических гидробионтов и доставки их на береговые заводы, район промысла ограничивать нецелесообразно. Государственная политика в сфере совершенствования природопользования, в том числе и в рыбной отрасли, должна заключаться в стимулировании рационального использования биоресурсов. В этих целях во многих странах с развитым рыболовством предпочтение отдается развитию 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz