Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

В «Гигиенических требованиях к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» определена северная зона, как территория, расположенная севернее 58° с.ш. 9 Четкое уяснение проблем решаемых правовым статусом, данным народам Севера (30 народов) и действующим только в рамках этой номенклатуры, показало, что объективно этот статус должен быть распространен на большее число коренных малочисленных народов, проживающих за Уралом. Постановлением Правительства от 08.05.2009 г. № 410 был отменен «Перечень районов проживания малочисленных народов Севера», который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.01.1993 г. № 22 (в ред. от 23.01.2000 г.), так как их правовой статус был распространен в целом на народы Севера, Сибири и Дальнего Востока (40 народов). В Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 132-р, указанные народы в тексте концепции обозначены как малочисленные народы Севера. Аналогичная ситуация имела место при законодательной локализации территорий, на которых были введены налоговые каникулы по добыче нефти. Такие льготы были установлены не только на участках недр, расположенных в ряде северных районов 10 , но также и на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях11. Именно проблемно-ориентированный подход позволяет сегодня совершенствовать законодательство с прицелом на решение насущных проблем, а не на какую-то заданную виртуальную территорию под названием Север. То же самое можно сказать и относительно определения «Арктика». Еще в 1960-х гг. авторы монографии [17] пришли к заключению, что «обилие условий, характеризующих Арктику и в то же время не совпадающих друг с другом, фактически исключает возможность получить исчерпывающее определение этого понятия. Они предлагают рассматривать термин «Арктика» лишь как группу концепций, которые позволяют ограничить круг вопросов, описываемых частными научными дисциплинами, но отнюдь не как территорию с четкими границами» [18, с. 18]. Уяснение действующей пространственной локализации концепции Севера как юридической категории территориального регулирования государственных гарантий и компенсаций [19] позволяет четко оценить последствия принятия рекламируемого законопроекта о районировании Севера, внесенного членами Комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока в Правительство РФ в конце 2006 г. Свои недоумения по этому поводу озвучил член Совета Федерации от Архангельской области, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Ю. С. Сивков: «Если присмотреться, то окажется, что первые две позиции идентичны признакам, применимым к районам Крайнего Севера. Третья зона аналогична территории, приравненной к ним. Зачем тогда менять шило на мыло?» [20]. Действительно, в названии проекта соответствующего закона отсутствует указание на целевую установку такого районирования. Выделяемые в нем зоны именуются «районами Крайнего Севера» и «территориями, приравненными к районам Крайнего Севера». Вместе с тем, в предложенном проекте Федерального закона «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в ст. 2 слово «Север» ограничено такой формулировкой: «В целях дифференцированного подхода к установлению государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих на территории 9 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.10.2001 г. № 21 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.11.1.1076-01» (вместе с «Санитарными правилами и нормами «Гигиенические требования кинсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территории»). 10Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второйНалогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2007 г. налоговые каникулы были установлены на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие актызаконодательства Российской Федерации о налогах и сборах» с 1 января 2009 г. налоговые каникулы введены на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, а также на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации. 11Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ. 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz