Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

данной ситуации необходимо отметить, что С.В. Славин указывал в статье на историческую динамичность границ такого экономического понятия Севера: «...вместе с широким освоением Севера южная его граница поднимется значительно выше, и из громадного массива Севера будут выделяться отдельные народнохозяйственные узлы и районы, которые через короткий промежуток времени уже нельзя будет относить к Северу» т.е. по мере развития производительных сил на осваиваемых территориях его локализации в пространстве со временем уменьшается6. Будучи заместителем председателя образованной в 1954 г. Комиссии по проблемам Севера при Президиуме АН СССР С.В. Славин четко подчеркивал специфику своей концепции по пространственной локализации Севера, определяя границы северной зоны в своей монографии «Промышленное и транспортное освоение Севера СССР» (М.: Экономиздат, 1961). То же он делает и в следующей своей монографии «Освоение Севера» (М.: Наука, 1975), когда он относит к территории Севера слабо освоенные районы, расположенные к северу от обжитых, экономически развитых областей: территории Карельской АССР, Мурманской и Архангельской областей, Коми АССР, северные районы Пермской и Свердловской областей, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, северные районы Томской области, Бурятской АССР, Иркутской области, Туруханский и Игарский районы Красноярского края, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Якутскую АСССР, северные части Читинской, Амурской и Сахалинской областей, Хабаровского края, Магаданскую и Камчатскую области. В контексте настоящей статьи заметим, что в отличие от первоначально предложенного названия - Научный совет по технике для Севера - в названии образованного постановлением Государственного комитета СМ СССР по науке и технике от 20 июня 1966 г Научном совете по проблеме создания машин, работающих в условиях низких температур, слово «Север» отсутствует [12, с. 18-19]. Необходимо отметить, что уже в первой Концепции социалистического освоения Севера, разработанной в 1932 г. Группой Севера Госплана СССР, одним из принципиальных положений называлось то, что с народнохозяйственных позиций Север как объект локализации нового хозяйственного освоения нельзя рассматривать как однородное целое. Проблемы такой территории могут быть решены только по конкретным экономическим комплексам [13]. Примечательно, что в качестве первоочередных работ Комиссии по проблемам Севера при Президиуме Академии наук СССР Президиум признал работы по изучению районов Северо-Востока - Магаданской и Камчатской областей, а также севера Якутии [12, с. 7]. Сегодня ярким нормативно-правовым выражением этого подхода в институциональном плане является Указ Президента РФ от 27 января 2007 г. № 87 «О Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Иркутской и Читинской областей». Практическая значимость этого акта проявляется в определении направлений совершенствования механизма согласования федерального и территориального уровней управления. Проводя 16 июня 2009 г. совещание в ФГУ ГКЗ, В.В. Путин отметил, что в свое время и Западная Сибирь, и Кузбасс, и другие крупнейшие ресурсные центры создавались и обустраивались как единые территориально-производственные комплексы , и многое из прежнего опыта можно было бы позаимствовать. В качестве примера - перспектива создания единого проекта обустройства месторождений Ямала и севера Красноярского края [14]. Первым нормативным актом, в котором дано определение территории Севера как юридической категории для установления льгот (гарантий и компенсаций), является Постановление Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера». Согласно данному постановлению процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы стала основным признаком7, по которому в законодательстве о государственных гарантиях и компенсациях стало происходить определение тех районов Севера, которые не относились к районам Крайнего Севера и местностям, 6Такой же позиции об историчности локализации территории Севера придерживался и канадский экономико- географ Л.Э Амлен, данное обстоятельство он иллюстрировал в 1979 г., в частности, применительно крайонам залива Джемс, где создавался крупнейший гидропромышленный комплекс [11]. 7Установление процентных надбавок за стажработы в местностях, не входящих в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было введено Постановлениями ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР» и от 9 января 1986 г. № 53 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных вюжных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР иЧитинской области». 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz