Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.
осуществления мероприятий, имеющих целью охрану туземцев Севера от эксплуатации» и «О снабжении населения Крайнего Севера продовольствием и предметами первой необходимости». Важнейшей задачей Комитета было национальное районирование Крайнего Севера. К примеру, в 1928 г. на территории Мурманского округа 1в трех районах действовали девять туземных советов: в Понойском районе - Иоканский, Лумбовский, Сосновский, Понойский; в Кольско-Лопарском - Мотовский, Нотозерский, Кильдинский; в Ловозерском - Семиостровский и Ворониский. В октябре 1929 г. эти районы были преобразованы в национальные районы. К тому времени в Мурманском округе проживало 1730 саамов [8, с. 31]. При Мурманском окрисполкоме был образован Комитет содействия малым народностям Севера. К 1934 г. на Крайнем Севере существовало 9 национальных округов, 77 национальных районов и 500 советов, в том числе 165 кочевых [9, с. 78]. М.А. Сергеев, анализируя в упомянутой выше статье разные концепции пространственной локализации Крайнего Севера, особо подчеркивал, что законодательное оформление территории Крайнего Севера после революции происходило по национальному признаку. Конкретное административно-географическое содержание понятия «Крайний Севера», пишет он, определялись неоднократно, на протяжении около двадцати лет, опубликованными перечнями районов, которые содержались в принципиальных директивных постановлениях правительства или же в отдельных законах, посвященных тем или иным частным вопросам. К первой группе он отнес постановление ВЦИК от 10 декабря 1930 г. «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» и постановление СНК РСФСР от 8 сентября 1931 года № 957 «О хозяйственном развитии районов Крайнего Севера». Приведенный в них перечень, отмечает М.А. Сергеев, изменялся в последующем, «в связи с переменами в районировании, главным образом номенклатурно, но иногда и объемно, путем дополнения его новыми административно территориальными единицами». В качестве примера для второй группы М.А. Сергеев приводит правительственные постановления, появившиеся позже и также содержащие свои перечни районов Крайнего Севера относительно уже иных конкретных целей и задач , это, в частности, постановление ВЦИК И СНК РСФСР от 30 мая 1930 г. «О запрещении ввоза и продажи спиртных напитков в северных окраинах РСФСР», постановление СНК РСФСР от 26 октября 1932 года «Об установлении территории, на которую распространяется действие постановление ВЦИК и СНК от 10 мая 1932 г. о льготах для лиц , работающих на Крайнем Севере»2, постановление ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1933 г. «О ликвидации охотничьей кооперации и о реорганизации интегральной кооперации», приводящее «Список районов Крайнего Севера, в которых сохраняется интегральная кооперация» 3 , постановление СНК СССР от 23 августа 1938 г. «О проведении переписи населения 1939 года в труднодоступных районах и сельсоветах и населенных пунктах», приводящее свой Перечень территорий Крайнего Севера, и др. Конкретное содержание таких проблемно-ориентированных Перечней было различным. По Мурманскому округу, например, отметим, что в Перечень по постановлению СНК РСФСР от 26 октября 1932 г. в территорию Крайний Север относительно льгот по Ленинградской области Мурманский округ вошел полностью (!) в отличие от территории Крайнего Севера в Мурманском округе относительно национального районирования , куда вошли лишь его национальные районы , о чем был сказано выше! В Перечне по постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 августа 1933 г. Мурманского края нет вообще, отсутствует Мурманская область (Мурманский округ до 28 мая 1938 1В 1927 г. была ликвидирована Мурманская губерния, а на ее базе образован Мурманский округ, вошедший в Ленинградскую область. Девять волостей реорганизовали вшесть районов. 2 Необходимо отметить, что «Положение о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР» утверждалось Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1932 г. по форме «в качестве изъятия из постановления ЦИК и СНК СССР от 12 августа 1930 г. о льготах для лиц, работающих в отдаленных местностях СССР и вне крупных городских поселений» с учетом норм, заложенных относительно Мурманского округа Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1932 г. «О дополнительных льготах для рабочих и служащих, работающих в Мурманском округе» (последнее постановление, в свою очередь, было инициировано Постановлением СНК СССР от 27 января 1932 г. «О перспективах развития Мурмана и реконструкцииМурманской железной дороги»). 3 Единая кооперация смешанного (интегрального) типа позволяла обслуживать все стороны жизни и деятельности местного населения, хозяйство которого носило комплексный характер при чрезвычайной распыленности населения на громадных пространствах. 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz