Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

• Кольский государственный академический университет в г. Апатиты на базе Кольского научного центра, к которому должны быть присоединены в качестве структурных подразделений КФ ПетрГУ, МГПУ, Кольский филиал ИНЖЕКОН. Очевидно, что предложенные варианты - не есть их исчерпывающий перечень. Принятие любого из них, или еще какого-нибудь возможного другого, нуждается в серьезном обосновании с учетом всех рисков, возникающих законодательных и административных препятствий и, самое главное, последствий для социально-экономического развития региона. Трансформация структуры ВПО как приоритет государственной политики. Дорожная карта Проводимая в настоящее время в нашей стране трансформация структуры высших учебных заведений находится на начальном этапе. И она пока ограничивается созданием федеральных и национальных исследовательских университетов. Выскажу в связи с этим свои соображения. Очевидно, что создание упомянутых выше университетов - инициатива федерального уровня; но если создание федеральных университетов в соответствующих округах, по сути, есть настоящая структурная трансформация тех вузов, которые объединяются в данный университет, то статус «национального исследовательского университета» - только новая форма того или иного вуза. И если в первом случае мы должны учитывать все сложности такого объединения (структурно­ организационные, финансовые и т.п.), связанные с феноменом «эффекта переключения», то во втором - главной задачей становится нахождение путей эффективного использования представляемых государством средств на исследовательские цели и подготовку высококачественных специалистов. Однако хочу обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, становление федеральных университетов как «российских Гарвардов» будет иметь значительный временной лаг: нельзя создать Гарвард «в четвертом квартале текущего года». Во- вторых, количество федеральных и национальных исследовательских университетов в ближайшие годы вряд ли достигнет 40, поэтому остается вопрос о поиске вариантов и путей трансформации остальных - более чем 500 высших учебных заведений. И в-третьих, на мой взгляд, самое важное: кто и как будет инициировать этот поиск, определять пути и варианты трансформации? Ответ на этот вопрос вроде бы очевиден: инициатором трансформации структуры ВПО должен стать их учредитель - Правительство РФ в лице Министерства образования и науки. Однако последнему подчиняются только около 400 вузов: остальные имеют другую ведомственную подчиненность. На практике, при инициировании Правительством РФ задачи по определению путей и вариантов структурной трансформации вузов, необходимо учитывать, что при ее решении возможен весьма серьезный риск развязывания ожесточенной межведомственной борьбы с вовлечением в нее лоббистских усилий депутатов Федерального собрания РФ, главных должностных лиц субъектов РФ и всего ректорского корпуса. Понятно, что Правительству РФ будет чрезвычайно трудно добиться необходимого консенсуса между всеми заинтересованными сторонами: будет проще просто не запускать этот процесс. Но если даже такой процесс запустят, существует вполне вероятная возможность, что в качестве главного приоритета в трансформации структуры ВПО изберут «тупой» путь оптимизации затрат на ее финансирование с риском отлучения большинства вузов от получения бюджетных средств с непредсказуемыми последствиями для их существования. На реализацию такой возможности прямо указывают как законодательные инициативы, так и планируемые действия федеральногоправительства. Но существует ли возможность избежать указанных рисков? По моему мнению, такая возможность может быть реализована, если задаче трансформации структуры институтов ВПО будет придан ранг одного из приоритетов государственной политики. Инициатором этого должен стать Президент РФ. Основными направлениями реализации данной политики - ее дорожной картой - должно стать следующее: • первый этап - осуществление субъектами РФ социально-экономического зонирования их территорий с учетом демографической обстановки и перспектив создания различного типа кластеров развития в средне- и долгосрочной перспективе. Определение направлений модернизации имеющейся на территории субъекта РФ структуры ВПО во взаимосвязи с соответствующей оптимизацией сети учреждений СПО и НПО; • второй этап - подготовка полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе доклада, включающего предложения входящих в него субъектов, Президенту и Правительству РФ о модернизации структуры учреждений ВПО; 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz