Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

сооружений и морских платформ. В г. Апатиты необходимо создать Кольский государственный университет с концентрацией усилий в области подготовки специалистов в следующих отраслях: разработка программных продуктов и информационных технологий; управление, экономические и финансовые операции; энергетика и природные ресурсы; геология и геофизика, добыча и технология переработки природных ресурсов; нанотехнологии и создание новых материалов; науки о жизни и обществе. Предложенный набор направлений подготовки специалистов для каждого из университетов, разумеется, является примерным и подлежит обсуждению. Но уже из предложенных направлений подготовки ясно, что Мурманский государственный морской технический университет по статусу должен являться так называемым «предпринимательским университетом», а вновь образованный Кольский государственный университет в среднесрочной перспективе может получить статус «национального исследовательского университета» или сразу создаваться в качестве такового. Особо хочу остановиться на месте Мурманского государственного педагогического университета в рамках предлагаемых изменений региональной структуры вузов. Как известно, МГПУ является старейшим вузом региона и длительное время обеспечивает профессиональную подготовку специалистов для учреждений образования Кольского п-ова. За последние годы он расширил перечень специальностей подготовки как по направлению «педагогика», так и по специальностям естественно-научного, физико-математического, социального и гуманитарного направлений по типу «классического университета». Однако некоторые специальности («История», «Социология», «Социальная работа», «Биология», «Экология», «Прикладная математика и информатика») представлены сегодня как в МГТУ, так и в КФ ПетрГУ. По другим специальностям: «Журналистика», «Организация работы с молодежью», «Математические методы в экономике», а также направлению, которое связано с культурой и искусством - подготовка ведется только в МГПУ. Однако хочу обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, Министерство образования и науки РФ из года в год снижает цифры приема в МГПУ по «непрофильным» для него специальностям. Во-вторых, при переходе вуза на два уровня подготовки (бакалавр - магистр) МГПУ не сможет, в силу установленных Министерством нормативных критериев, осуществлять подготовку по уровню «магистр» как по большинству специальностей направления «Педагогика», так и по всем, без исключения университетским специальностям, включая направление «Культура и искусство». Учитывая данные обстоятельства, МГПУ в среднесрочной перспективе может потерять статус университета. На мой взгляд, при создании кластеров в случае МГПУ возможны следующие варианты: • сохранение его как самостоятельного высшего учебного заведения с превращением в перспективе в гуманитарно-педагогический университет или академию; • создание на его базе филиала Кольского государственного университета, осуществляющего по преимуществу подготовку по следующим направлениям: «Педагогика», «Культура и искусство», «Социальное и гуманитарное знание», «Юриспруденция»; • ликвидация как самостоятельного вуза, с передачей подготовки по соответствующим специальностям Кольскому государственному университету, т.е. превращение в его структурные подразделения. Подчеркну - не в филиал. Добавлю к этому, что в случае МГПУ значение будет иметь и политика, проводимая Министерством образования и науки РФ, в отношении педагогических вузов. Предложенный вариант трансформации структуры вузов региона я бы обозначил как «оптимальный». Но может быть предложен и другой вариант, назовем его «радикальный». Согласно ему на территории Мурманской области на базе уже существующих вузов и КФ ПетрГУ могут быть созданы три высших учебных заведения: • Мурманский государственный университет арктических технологий - для концентрации усилий в подготовке специалистов в следующих отраслях: разработка морских нефтяных и газовых месторождений; проектирование, сооружение и эксплуатация морских систем трубопроводного транспорта; проектирование, сооружение и эксплуатация морских платформ; строительство и эксплуатация портовых сооружений в Арктике; морская геофизика и геология; химическая технология и экология; промышленное и гражданское строительство в Арктическом регионе; теплоэнергетика в регионах Севера; эксплуатация автомобильного транспорта. • Мурманская морская академия - для подготовки специалистов по судовождению и рыбопереработке (как вариант - в составе Университета арктических технологий). 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz