Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

Мурманская область: вариант трансформации Как известно, в области существуют два государственных университета - технический и педагогический и крупный филиал государственного университета в г. Апатиты. Последний по численности студентов, сравним с педагогическим университетом. Существующие в области, в основном в г. Мурманске, филиалы государственных высших учебных заведений обучают небольшое количество студентов, как правило, по заочной форме обучения с полным возмещением затрат на обучение. В области также существуют два негосударственных вуза и значительное количество (более 15) филиалов негосударственных вузов, ведущих подготовку в основном по юридическим и экономическим специальностям. Сложившаяся на сегодня структура вузов Мурманской области - «наследница» как советских времен, когда в ней было только два вуза - педагогический институт и высшее мореходное училище рыбопромыслового флота и несколько филиалов государственных вузов, так и отмеченных выше процессов трансферта и диффузии «рыночной технологии» в девяностых годах прошлого века. Особенностью структуры вузов области является отсутствие в ней классического университета - его функции (по направлениям подготовки) в настоящее время распределены между техническим и педагогическим университетами и Кольским филиалом ПетрГУ. При этом следует отметить, что если технический университет - это типичный «конгломерат», теряющий по разным причинам контингент студентов, обучающихся по профильным для него «морским» и «рыбоперерабатывающим» специальностям, то педагогический университет - в основном готовит специалистов по своему основному профилю. Доля «непрофильных» направлений у него достаточно незначительна, и она, кроме специальности «Математические методы в экономике», совпадает с такими - и то же для него «непрофильными» - специальностями в техническом университете. Фактически, ближе к типу классического университета приближается КФ ПетрГУ: как по набору направлений подготовки и специальностям, так и по квалификации профессорско-преподавательского состава, основной костяк которого составляют ученые институтов КНЦ РАН. Хочу отметить и еще одно, на мой взгляд, очень важное для нашей темы обстоятельство: все эти вузы являются вузами федерального подчинения, а значит, Мурманская область как субъект РФ в лице своих органов исполнительной и законодательной власти не имеет реальных рычагов для влияния на направления процессов развития и функционирования этих вузов. В том числе и для того, чтобы содержание этих процессов служило интересам развития местной и региональной экономики. И если расхождение интересов вузов и региона в девяностых годах было не так заметно, то в начале нынешнего века оно стало «выходить на поверхность»: растущей экономике Мурманской области стали необходимы специалисты по таким направлениям подготовки, которых не существует в данных вузах. Однако указанные вузы продолжают и по сегодняшний день осуществлять масштабную подготовку специалистов по мало востребованным в экономике региона специальностям. Здесь необходимо сделать, предсказывая возможные возражения, одно уточнение. Не надо приводить против последнего утверждения любимые ректорами аргументы типа: «Наши выпускники по таким-то специальностям не зарегистрированы на бирже труда» или «На протяжении последних лет мы начали осуществлять подготовку по таким-то и таким-то направлениям специальностей, которые востребованы экономикой региона!» Мне, как много лет проработавшему ректором вуза, хорошо известна действительная цена таких аргументов. Речь, подчеркну еще раз, идет совсем о другом: как нам изменить структуру вузов Мурманской области, экономика которой сегодня стоит на старте реализации двух крупнейших даже по мировым меркам проектов: развития Мурманского транспортного узла и освоения Штокманского газоконденсатного месторождения? Не стоит забывать и о том, что Мурманск - ворота Арктики. Освоение ее природных ресурсов и использование как удобной морской транспортной артерии в XXI веке станет предметом соперничества многих государств. Поэтому или вузы Мурманской области найдут свое место в новых экономических условиях, или...? Вот до конца сформулировать это «или...?» мне бы не хотелось. И еще одно обстоятельство. По моему мнению, основными конкурентами вузов Мурманской области как региона Европейского Севера являются не вузы России, а университеты и университетские колледжи Финляндии и Норвегии, которые в последнее время стали осуществлять целенаправленную политику по привлечению на обучение выпускников школ региона. Так же данные университеты и колледжи все более активно обсуждают возможность создания своих подразделений на территории Мурманской области. Последствия этого для региональных вузов вполне предсказуемы. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz