Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

Общественные и гуманитарные науки УДК 378.1 ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ Р.И. Трипольский Мурманская областная Дума Аннотация Описываются факторы, определяющие необходимость трансформации структуры учреждений высшего профессионального образования (ВПО). На основе кластерного подхода предлагается вариант трансформации структуры ВПО в Мурманской области. Ключевые слова: трансформация, структура ВПО, кластерный подход, вариант трансформации, Мурманская область, "дорожная карта”. Трансформация структуры учреждений ВПО Система учреждений отечественного высшего профессионального образования насчитывает сегодня более 1300 вузов (государственных и негосударственных), не считая их многочисленных филиалов и представительств. Особенностью структуры этой системы, если рассматривать только государственные вузы, является их разная профильность и ведомственная подчиненность: есть вузы, которые подведомственны Минобрнауке; вузы, курируемые другими Министерствами; есть вузы, учредителями которых являются отдельные муниципальные образования. Согласно сегодняшнему законодательству субъекты РФ не могут выступать в качестве учредителей высших учебных заведений. По сути, значительная часть вузов - это федеральные бюджетные образовательные учреждения, находящиеся под достаточно жестким государственным регулированием, с невысокой, несмотря на все декларативные заявления, степенью своей автономии. Проводимые в последнее время структурные преобразования в системе высшего образования являются наглядным отражением именно такого типа государственного регулирования, осуществляемого, как заявлено в ряде документов, для достижения соответствующих стратегических целей и задач общегосударственного значения. В качестве таковых, например, выступают: повышение конкурентоспособности отечественного высшего образования, выход России на европейский и мировой рынок образовательных услуг и т.п. В связи с данными целями заявлены и общие формы трансформации структуры учреждений ВПО: создание федеральных, исследовательских и так называемых системообразующих вузов с одновременным изменением их организационно-правовой формы. Одним из направлений трансформации структурной сети вузов государством провозглашается объединение их в комплексы университетского типа, включающие образовательные учреждения различного уровня образования. При этом не ставится под сомнение один из краеугольных принципов традиционной государственной образовательной политики: подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием должна быть сконцентрирована в основном на федеральном уровне. Вряд ли имеет смысл отрицать роль федерального центра в разработке стратегии развития образования в целом и программ трансформации структуры учреждений ВПО. Последние вызывают целый ряд вопросов, без ответа на которые, по моему мнению, их реализация может осуществиться по хорошо известной у нас формуле: «Хотели как лучше...». Выскажу в связи с этим некоторые соображения. Существующая сегодня отечественная структура учреждений высшего профессионального образования во многом была создана для решения совсем других социально-экономических задач, совсем иного типа хозяйствования. Она - и это надо констатировать - плод плановой экономики и представлений о территориальном размещении производительных сил, включая «места базирования» тех или иных профильных вузов, для обеспечения их квалифицированными кадрами. Напомню так же, что в плановой экономике действовал такой институт, как «распределение молодых специалистов», призванный удовлетворять потребности в кадрах различных отраслей народного 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz