Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.
В настоящее время в большинстве регионов Севера приняты местные законы об инновациях и инновационной деятельности. Стремление регионов к принятию данных законов свидетельствует о назревшей необходимости федерального регулирования инновационной политики. Анализ данных законов показывает, что многие из них имеют в большей степени декларативно-просветительский, нежели нормативно-правовой характер. По-существу, эти субъекты превысили свои полномочия, взяв на себя решение вопросов, которые однозначно должны быть определены на федеральном уровне. Однако, инициативу этих регионов можно понять, поскольку отсутствует федеральный закон. Трактовка содержания инновационной политики в определениях местных законов необоснованно заужена, чаще всего сводится или к комплексу мер, или просто к деятельности. Между тем, именно инновационная политика должна детерминировать развитие инновационной системы, именно на их стыке необходимо синхронизировать нормы публичного и частного права [9]. Сейчас существует более 40 вариантов «местечковых» политик. В нынешнем виде они малоэффективны. Это связано с отсутствием федеральных актов «Об инновациях и инновационной деятельности», «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», и, следовательно, законодательно закрепленных основных терминов инновационной политики. В этом плане авторами подготовлен энциклопедический словарь [10], где проведена систематизация основного терминологического и понятийного аппарата в сфере управления инновационной экономикой. Эта работа оказалась исключительно востребованной. В словаре наряду с краткими определениями терминов представлены развернутые статьи по наиболее сложным вопросам понятийного аппарата. В энциклопедическом словаре не только обозначены термины и их определения в сфере инновационной экономики, но и показаны сходства и различия в определениях, сложившихся как в трактовке отечественных источников, так и зарубежных. Представляется необходимым определить в законопроекте конкретную модель инновационного развития Российской Федерации, основной вектор развития инновационной системы, показать основные формы государственной поддержки инновационной деятельности в целях развития инновационной системы, а также основной вектор развития инновационной системы России, роль органов государственной власти - федерального правительства и ведущих экономических министерств в развитии инновационной системы. Необходимо также уточнить в соответствии с международным законодательством и понятие «инновационная деятельность». В существующем определении отмечается, что инновационная деятельность предусматривает применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений). Подобной классификации инноваций в международной практике не существует. В этой связи представляется целесообразным ввести понятия продуктовой, процессной, маркетинговой и организационной инновации. Данная классификация позволила промышленно развитым странам с достаточной точностью измерять инновационные процессы, вычислять инновационные предприятия, и, соответственно, формировать эффективную инновационную политику и определять соответствующие меры государственного стимулирования. Следует ускорить принятие Федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности», который должен регулировать отношения, связанные с инновационным развитием, в том числе при формировании федерально-региональной инновационной политики, стимулировать развитие новых институтов, таких как инновационная инфраструктура, институты развития, госкорпорации. В область регулирования закона должно входить стимулирование развития частных инновационных предприятий. Закон должен регулировать те правоотношения, которые возникают при осуществлении государственных мер поддержки инновационных процессов в экономике, устанавливая принципы государственной политики, в том числе в плане развития кооперации госсектора науки с промышленностью [9]. Для Севера исключительно актуальны следующие основные направления правового регулирования: • определение налоговых стимулов в законодательстве; • создание информационно-аналитической системы, позволяющей судить о результатах научных исследований и прикладных разработок; • формирование целевых программ и их финансирование за счет различных источников и системы грантов, предназначенных для доведения результатов интеллектуальной деятельности до стадии освоения; • определение правил игры по использованию бюджетных средств, особенно в схемах софинансирования с частным сектором и проектах частно-государственного партнерства. 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz