Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.

В первую группу, объединяющую субъекты по развитию инновационного потенциала, соответствующего среднему для страны уровню, входит один северный регион - Магаданская область. Регион имеет высокий финансовый потенциал для инновационного развития, но однобокую его результативность, обусловленную моносырьевой специализацией. Реализация инновационного потенциала этого региона требует больших затрат финансовых ресурсов, разработки особых мер государственной поддержки инновационной деятельности и может быть осуществлена в короткие сроки. Во вторую группу выделены регионы, с инновационным потенциалом ниже среднероссийского уровня (республика Коми, Камчатский край, Мурманская область, Ханты-Мансийский АО - Югра), но располагающие определенным природно-ресурсным потенциалом. При необходимых значительных финансовых затратах активизация инновационного потенциала данных регионов потребует меньших ресурсов и времени, чем для регионов третьей группы, с очень низким инновационным потенциалом или его отсутствием. В эту группу входят 4 региона (республика Саха (Якутия), Архангельская область, Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО). Таким образом, необходимым потенциалом для инновационного развития в ближайшей перспективе обладают северные регионы первой и второй групп. При этом в большинстве северных регионов имеются необходимые ресурсы для инновационного развития, такие как мощный научно­ технический потенциал, природные ресурсы и т.д. Необходимо отметить, что экономика Севера в обозримой перспективе сохранит свою хозяйственную специализацию одного из главных поставщиков минерально-сырьевых ресурсов. Для перехода экономики Севера на инновационный путь развития, когда рост промышленного производства определяется выпуском конкурентоспособной продукции, должна быть создана эффективная РИС и инфраструктура рынка инноваций. К настоящему моменту в большинстве регионов Севера объектов инновационной инфраструктуры абсолютно недостаточно (табл. 2). Таблица 2 Объекты инновационной инфраструктуры [7] Центры трансфера технологий Органы координации инновационной деятельности Технопарки Бизнес- инкубаторы Финансовые компании Центры научно­ технической информации Республика Коми 1 2 1 1 2 3 Архангельская область 1 2 1 - - 4 Мурманская область 4 2 1 1 - 4 Ханты-Мансийский АО 2 1 - 1 - - Ямало-Ненецкий АО - 2 - - 1 - Республика Саха (Якутия) 1 1 2 1 - 4 Камчатский край - - - - - 2 Магаданская область - - - - - 2 Чукотский АО - - - - - - Всего 9 10 5 4 3 19 Анализ состояния инфраструктуры инновационной деятельности позволяет сделать вывод о том, что существуют серьезные дисбалансы в ее создании и функционировании. На ближайшую перспективу является формирование такой инфраструктуры инновационной деятельности, которая позволяет обеспечить необходимый баланс ресурсов для инновационных предприятий [8]. Важнейший блок задач активизации инновационного развития России составляет формирование инновационного законодательства. Действующее законодательство не позволяет полноценно решать проблему коммерциализации технологий с непосредственным участием государственных научных организаций, не обеспечивая механизмов коммерческого трансфера и взаимодействия с предпринимательским сектором. Решение этой проблемы особенно важно для инновационно-технологического развития промышленности Севера. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz