Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.
теоретических курсов - преподавателей высокой квалификации. На базе потенциала научных центров РАН следует создавать некоммерческие организации высшего и дополнительного профессионального образования в виде академических университетов, ориентированных на подготовку кадров для региональной науки и высокотехнологичных производств. По мнению акад. Е.М. Примакова [5], следует создавать образовательные кластеры, основу которых составят национальные исследовательские университеты. В состав таких кластеров следует включить отраслевые вузы (филиалы), средние специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения. Это позволит повысить качество подготовки всех категорий специалистов, устранит диспропорцию между реальными потребностями региональных рынков труда и сложившейся структурой выпуска специалистов, наконец, поможет преодолеть ряд негативных моментов, вызванных переходом к единому государственному экзамену. «Давление» мирового товарного рынка и научно-технический прогресс ставят перед экономикой Севера жесткие условия для выживания. Базовые промышленные предприятия и высокотехнологичные «точки роста» нуждаются в протекционистских условиях со стороны органов федерального и регионального управления, реализации комплексных мер поддержки и технологической модернизации. Повышение роли регионов Севера в проведении эффективной государственной инновационной политики во многом диктуется особенностями формирования современной опорной инфраструктуры национальной инновационной системы, базирующейся на становлении территориальных зон инновационного развития, в рамках которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, обеспечиваются привлекательные для бизнеса условия инновационной деятельности, доступность рынков информации и финансов, высокая плотность контактов и коммуникационная близость центров принятия решений. Учитывая высокий уровень территориальной дифференциации экономики, государственная инновационная политика должна формироваться на основе стратегических планов развития регионов. Для каждого региона Севера требуется индивидуальный подход к технологической модернизации, обусловленной его специфическими особенностями и стратегическим развитием территории. Основным инструментом, с помощью которого выявляются направления этого развития, является оценка уровня инновационного потенциала. В работе приведены результаты исследования инновационного потенциала, проведенные по методике, основанной на кластеризации регионов и рассмотрении трех групп показателей РИС [6].Для расчета были выбраны показатели, которые можно рассчитать по данным официальной статистики. Для оценки ресурсов региона использовались следующие показатели: • численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 1 тыс. чел., занятых в экономике; • доля населения, имеющего высшее и среднее профессиональное образование, в общей численности занятых. Для оценки затрат использовались показатели: • внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на 1 тыс. руб. валового регионального продукта (ВРП); • число созданных передовых производственных технологий; • число использованных передовых производственных технологий. В качестве результирующих показателей оценки уровня инновационного потенциала использовались показатели: • удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций; • объем инновационных товаров (работ, услуг) от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. На основании оценочных показателей были определены интервальные значения, на основе которых проводилось ранжирование регионов по трем группам. Интегральная оценка уровня инновационного потенциала выполнена по методу балльных оценок. Вхождение региона в первую группу по конкретному оценочному показателю оценивалось в 3 балла, во вторую - 2, в третью - 1. При расчете интегрального показателя (среднего балла) все оценочные показатели принимались с одинаковым удельным весом, т.е. предполагалась равнозначность их воздействия на уровень инновационного потенциала региона. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz