Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.
Число созданных и использованных передовых производственных технологий на 100 тыс. чел. населения [3] Таблица 1 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Число созданных пе редовых производственных технологий на 100 тыс. чел. населения Регионы Севера 0.1 0.5 0.3 0.4 0.3 0.4 0.4 0.3 0.4 Российская Федерация 0.5 0.4 0.5 0.6 0.5 0.4 0.5 0.5 0.6 Число использованных передовых производственных технологий на 100 тыс. чел. населения Регионы Севера 23.3 47.8 58.8 67.4 73.7 91.9 71.1 85.3 97.4 Российская Федерация 47.9 54.9 64.4 74.2 83.4 98.8 118.3 127.0 130.1 Проведенный анализ показал, что состояние материально-технической и технологической базы промышленности Севера не позволяет ставить вопрос о модернизации экономики. Ее отсталость превращает технологический трансферт в мероприятие весьма рискованное с точки зрения получения экономического эффекта. По данным Росстата, износ основных фондов в регионах Севера составил 49.2%, удельный вес полностью изношенных фондов 12.4% [3]. В подобных условиях обновление основных фондов целесообразно осуществлять за счет создания принципиально новых производственных комплексов и ликвидации существующего производственного фонда. Это решение, безусловно, потребует значительных финансовых средств. Для технологической модернизации экономики Севера требуется пересмотр системы управления инновационной стратегией и развитием. Остаются нерешенными ключевые проблемы взаимодействия органов государственной власти, научных и образовательных организаций, малого и среднего инновационного бизнеса и крупных промышленных компаний. Зачастую в регионах Севера нет понимания относительно разделения функций между федеральной и региональными властями в области создания региональных инновационных систем (РИС). В современных условиях особенно необходимы серьезные кадровые изменения в государственном и муниципальном управлении. В каждом департаменте по инновационному развитию необходимо сформировать эффективно работающий творческий коллектив, состоящий из профессионалов, прежде всего дипломированных менеджеров. Следует признать, что дефицит кадров для технологической модернизации экономики Севера из года в год увеличивается по всей иерархичной цепи от квалифицированных рабочих до инженерно-технических работников и управленцев высшего звена [4]. Проблема подготовки специалистов для инновационного развития Севера усложняется следующими факторами: • демографической ситуацией; • практическим отсутствием государственных гарантий и компенсаций для привлечения специалистов на работу в районы Севера; • деформацией структуры специальностей, по которым ведется подготовка специалистов; • несоответствием уровня подготовки специалистов требованиям инновационной экономики; • неэффективной системой заказа на обучение специалистов для работы в северных регионах. Разбалансированность и разнонаправленность развития научной, образовательной и производственной сфер в совокупности с неразвитостью инновационной инфраструктуры сужают модернизационные и инновационные возможности реального сектораэкономики регионов Севера, оставляя его без необходимого информационного и кадрового обеспечения, а также услуг в области исследований и разработок, внедренческих работ и инжиниринга необходимого качестваи по доступным ценам. Региональная социально-экономическая политика Севера должна включать в себя разработку и реализацию мер, стимулирующих приток новых кадров, в первую очередь из числа молодежи. Проведенный анализ показывает, что крайне недостаточно специалистов по новым управленческим специальностям, таким как: «Управление инновациями», «Технологический менеджмент» и др. Для ускорения технологической модернизации предлагается создать современные образовательные комплексы, включающие специализированные курсы, научные семинары и школы, рассчитанные на различные категории слушателей и сроки обучения, с развитыми интерактивными методами обучения, в том числе использования деловых игр, кейсов, тренингов, мастер-классов и др. К работе этих комплексов необходимо привлекать для проведения практических занятий специалистов-практиков, а к чтению 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz