Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №3.
учебных и реабилитационных программ, однако в последнее время все более становится очевидной необходимость в общей теории. Одним из подходов к ней является изучение особенностей пространственного и цветового восприятия людей, страдающих различными нарушениями нервной системы и психики. Базовая гипотеза этой работы связана с изменениями естественного расстояния до точки перехода от обратной к прямой перспективе в пространственном восприятии пациента, в результате чего для него субъективно искажаются как пропорции, так и цвет воспринимаемого объекта, что, в свою очередь, способствует нарушениям его связей с окружающей средой и обществом, в крайнем выражении приводящем к аутизму. Возможности корректировки этих нарушений связаны с регулярным созерцанием такого ландшафта, пространственное построение которого и цветовая гамма учитывали бы особенности восприятия пациента. Садовая и экологическая терапия представляют собой актуальные медико-педагогические направления, особенно важные для населения нашего региона, испытывающего массированное воздействие неблагоприятных антропогенных и природных факторов Крайнего Севера. Их развитие представляет собой важный шаг на пути к всестороннему использованию инновационного потенциала Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН и других ботанических садов России. ЛИТЕРАТУРА 1. Лихачев Д.С. "СадыЛицея". Олитературе Нового времени. Л.: Наука, 1984. С. 295-310. 2. Нессельштраус Ц.Г. История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение. М.: Сварог и К, 2003. 672 с. 3. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства: уч-кдля вузов. М.: ИНФРА-М, 2004. 350 с. 4. Палентреер С.Н. Садово парковое иландшафтное искусство. М.: Изд-во Мос. гос. ун-та леса, 2003. 308 с. 5. Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П. Садовая терапия. Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации: справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2006. - 48 с. 6. Советова М.П., Гонтарь О.Б., Жиров В.К. Учебно-просветительская деятельность ПАБСИ сегодня и завтра // Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия в экстремальных условиях северного климата: сб-к докл. науч. конф., Апатиты; Кировск, 29-30 сентября 2008 г. Апатиты: K&M, 2008. С. 83-86. 7. Rogers SJ, Ozonoff S. Annotation: what do we know about sensory dysfunction in autism? A critical review of the empirical evidence // J Child Psychol. Psychiatry, 2005. №46 (12). P. 1255-68. Сведения об авторах Жиров Владимир Константинович - чл.-корр. РАН, профессор, e-mail: V_zhirov_1952@mail.ru Гонтарь Оксана Борисовна - к.б.н., ученый секретарь, e-mail: gontar_ob@mail.ru Святковская Екатерина Александровна - научный сотрудник, e-mail: pabgikscras@mail.ru Советова Маргарита Павловна - младший научный сотрудник, e-mail: pabgikscras@mail.ru Мазуренко Ирина Николаевна - лаборант-исследователь, e-mail: pabgikscras@mail.ru 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz