Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №1.

уверенностью утверждать, что с каждым годом нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся во все более наукоемкими продуктами. Новейшие проекты в освоении шельфовых месторождений северных морей представляют собой технологические прорывы по многим направлениям. Активно развивается применение подводных систем разработки, которое ориентировано на освоение глубоководных проектов. Одним из ярких примеров может служить обустройство норвежского газового месторождения Ormen Lange в Северном море на глубине порядка 1 км. Применение подводных добычных комплексов позволяет уже на начальных стадиях избежать необходимости строительства стационарных или плавучих гидротехнических сооружений. Новым направлением в области применения подводных технологий добычи может стать освоение прибрежных месторождений газа, расположенных на относительно небольших глубинах в условиях замерзающих акваторий. Аналогичные технологии применяются при разработке первого в норвежском секторе Баренцева моря месторождения Snohvit. При этом предусматривается транспортировка многофазного потока добываемой продукции на расстояние 143 км до острова Мелкая, что представляет собой мировой рекорд трубопроводной доставки непереработанного сырья в условиях низких температур. Углекислый газ, удаляемый из скважинной продукции на берегу, будет доставляться обратно на месторождение и закачиваться в пласт для последующего хранения. Таким образом, Snohvit станет вторым по величине проектом в мире по обратной закачке газа в пласт. К числу важнейших предпосылок формирования в России промышленных кластеров следует отнести определенный уровень производственной кооперации, который складывается между предприятиями, представляющими различные направления, виды и сегменты бизнеса. Следует особо подчеркнуть, что вслед за образованием территориальных кластеров появятся экономические предпосылки для перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поляризованного развития, определению и поддержке регионов-«локомотивов роста». Через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Из их опыта следует, что концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффект масштаба и эффект агломерации, которые создают в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъем окружающих регионов. Кластерная политика региональной власти на Севере призвана нейтрализовать издержки узкого корпоративного подхода, опасного для целей устойчивого развития северных регионов России. Власть может использовать инструменты прямого участия в кластерных инициативах для модернизации старых или формирования новых кластеров в северных регионах. Другой путь - косвенная поддержка участников кластерных инициатив, формирование атмосферы кооперации и конкуренции в интересах динамичного инновационного перерождения индустриального комплекса в постиндустриальный кластер. При корпоративной структуре чаще применяются косвенные инструменты государственного регулирования и поддержки. При дисперсной структуре без явного лидера, когда кластер формирует множество малых и средних предприятий, роль власти в кластерной политике может быть более активной, с прямым вовлечением в процесс. Можно выделить четыре группы задач, стоящих перед властями северных регионов в сфере кластерной политики: координационная, институциональная, инфраструктурная, кадровая [9]. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к северным районам, рекомендуется: • провести анализ конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями региона и на этой основе определить точки экономического роста, которые могли бы стать основой для создания кластеров; • способствовать консолидации участников кластерных инициатив, реализации программ содействия выходу предприятий кластера на межрегиональные и внешние рынки, проведению совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, кооперации предприятий и региональных научных и образовательных учреждений; • принять меры, направленные на формирование институциональной среды и информационно­ коммуникационной инфраструктуры для развития территориальных промышленных кластеров, обмена опыта по их созданию и деятельности; • принять региональные программы содействия формированию и функционированию кластерных образований, обратив особое внимание на концентрацию усилий государства, местного самоуправления и бизнеса в вопросах создания в местах расположения кластеров развитой социальной и инженерной 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz