Вестник Кольского научного центра РАН. 2010, №1.
Отгрузка СПГ по проекту должна производиться с двух специализированных причалов в танкеры- газовозы с емкостями порядка 154 или 215 тыс. м3. Газ на завод предполагалось перекачивать с месторождения на берег в район пос. Видяево по придонному трубопроводу, для чего в районе добычи предусматривалась установка донной плиты со всем необходимым оборудованием. Готовую продукцию (СПГ) предполагалось транспортировать морем (танкерами) в Европу (Бильбао, Испания) и США (Кове-Пойнт и Камерон), где имеется инфраструктура по приему СПГ. При этом расстояние до Бильбао составляет 2420 миль, а до Камерона в два с лишним раза больше. Согласно проекту, для отгрузки всей продукции требуется до 38 судов-газовозов. В июле 2007 г. с помощью норвежцев была произведена новая доразведка на Штокмановском месторождении, в результате которой оценка запасов выросла до 4 млрд м3. В настоящее время идет процесс проектирования наземной части газоперерабатывающего комплекса вблизи Мурманска и газопровода до Волховстроя. Размещены заказы на две полупогружные платформы ледового класса. Осенью 2007 г. Выборгский судостроительный завод (ВСЗ) подписал с ОАО «Газпром» контракт на строительство буровых платформ общей стоимостью 59 млрд руб. До этого, в августе 2007 г., завод выиграл тендер на создание двух буровых платформ для ООО «Газфлот»*, геолого-разведочного и судовладельческого предприятия со 100%-м участием ОАО «Газпром». В июле 2008 г. Выборгский судостроительный завод осуществил закладку первой полупогружной буровой установки (ППБУ) для ОАО «Газпром». Здесь также будут построены корпуса и верхние палубы платформ. Первую установку завод планирует отправить заказчику в октябре 2010 г., вторую - в марте 2011 г. Первые полупогружные буровые установки будут представлять собой самоходные плавучие сооружения катамаранного типа с двумя понтонами и шестью стабилизирующими колоннами, поддерживающими верхний корпус и верхние строения. Они будут оснащены всем необходимым оборудованием для эффективного и безопасного функционирования в суровых условиях Баренцева моря. В рамках заключенного договора между ВСЗ и ООО «Газфлот» предприятие должно обеспечить проектирование и строительство платформ, которые смогут работать в арктических условиях при наличии битого льда толщиной до 70 см и температуре наружного воздуха до -30°С на глубинах моря до 500 м и осуществлять бурение скважин на глубину до 7 500 м. В качестве базового выбран проект платформы MOSS CS-50, которая спроектирована для эксплуатации в условиях северных морей. Расчетный срок службы данных установок должен составить не менее 20 лет с возможностью его дальнейшего продления. Однако первоначальные оценки по инвестициям в освоение Штокмана выросли в несколько раз, а сроки окончания строительства первой очереди уже отодвинуты с 2008 до 2013 гг. По оценкам специалистов ЗАО «Севморнефтегаз», дочерней компании «Газпрома», которая владеет лицензией на разработку, до 2020 г. на три фазы освоения Штокмановского месторождения планируется потратить около 40 млрд долл. При этом будет достигнут уровень добычи порядка 70 млрд м3 газа ежегодно. Реальная стоимость проекта будет уточнена после проведения тендеров для поставщиков оборудования, материалов и услуг в 2009 г. По оценкам других специалистов, итоговые затраты на проект могут значительно превысить приведенную выше цифру и достичь уровня 60-70 млрд долл., поскольку рост стоимости сервисных услуг и расходных материалов, а также общее инфляционное давление, являются устойчивым трендом и могут привести к увеличению затрат уже в ходе реализации проекта. В инвестиционной программе «Газпрома» на 2007 г. на освоение Штокмановского месторождения, которое планировалось начать в этом же году, было предусмотрено 17.1 млрд руб. Однако в дальнейшем в намерениях «Газпрома» произошли изменения, существенно отодвинувшие сроки ввода месторождения в эксплуатацию и вызванные, по-видимому, целым рядом причин. Во-первых, как оказалось, в мире не существует проектных наработок, позволяющих осваивать шельфовые месторождения на большой глубине и удаленности от берега при столь тяжелых ледовых условиях. Даже включение в проект норвежской «Статойл-Гидро» не смогло исправить положения: эта компания ведет добычу углеводородов в незамерзающей из-за влияния Гольфстрима части Северного моря. Отечественные же проектно-конструкторские и судостроительные организации оказались еще менее подготовленными к решению поставленной задачи. Характерным примером этого явилось освоение * Дочерняя компания ОАО «Газпром» 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz